Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Categories:

Инфраструктура организовывания предпринятий

Для того, чтобы организовать какое-то предпринятие (это я продолжаю тему "от сообществ к предпринятиям" -- http://ailev.livejournal.com/994835.html), нужно иметь:
а) понимание организации работы людей
б) программы с функционалом, поддерживающим работу людей
в) инфраструктуру для этих программ.

Физического аспекта (индивидов -- которые имеют размер в пространстве-времени) предпринятий пока не будем касаться, обсудим классическую "архитектуру предпринятия" (в которой работают только с описаниями индивидов, но не с ними самими). Оставим также за скобками бизнес-модель самого организовывания и поддерживающей её инфраструктуры.

Выберем организационные кейсы, которые должна смочь поддержать такая инфраструктура:
а) организация "Штаба помощи задержанным" (координация посылки адвокатов в отделения МВД, чтобы вызволять оттуда задержанных ОМОНОМ в ходе разгона народных гуляний в Москве) -- http://maxkatz.livejournal.com/78839.html
б) инициатива Кирилла Рогова, который предложил делать отдельные предпринятия наподобие викиликса/роспила/гринмейла по общественно-важным поводам -- http://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=428002347217391&id=100000228894912
в) борьба с текущей реализацией проекта электронных дневников в российских школах -- http://www.realpolit.net/

Совершенно очевидно, что все подобные предпринятия связаны с огромным количеством расследований, да и действия по результатам этих расследований более похожи на отработку отдельных кейсов, чем на полноценные "проекты" в духе "управления проектами с использованием сетевых графиков" или "управления процессами по ISO 9000". Это означает, что движок по поддержке деятельности должен быть из класса адаптивного управления кейсами (http://ailev.livejournal.com/946134.html), и даже класса issue tracker не хватает: в issue tracker шаблоны воркфлоу, назначение полномочий и т.д. делается администраторами софта/бизнес-аналитегами, а в adaptive case management system всё подобное делается самими менеджерами кейсов (смело думайте о них, как "модераторах в комьюнити").

Можно выделить следующие функции свободной инфраструктуры для организовывания предпринятий:

1. Поддержка идентификации и governance. Должно быть понятно, кто в предпринятии главный. К кому обращаться, чтобы что-нибудь "разрулил", чьё слово окончательно при регулярных склоках, и кто директивно прекращает analisys paralysis, ежели дело перестало двигаться. Все эти "модераторы", "смотрители" из сообществ в полной мере становятся менеджерами и уполномоченными (хотя не уверен, что в каком-нибудь параполитическом проекте-предпринятии будет принята терминология "менедежеров", а не "лидеров" или даже "модераторов" -- хотя подразумеваются отнюдь не "модерируемые дискуссии", а вполне себе "действия"). Должен быть понятный механизм с benevolent dictator. Можно предусмотреть настройку терминологии для основных организационных ролей по рулению инфраструктурой, места для логотипов и прочую идентификационную кастомизацию. Но governance должен быть в кадре, а не за кадром (как в социальных сетках абсолютно понятно, кто назначает модераторов/смотрителей/хозяев страниц, кто имеет право скринить и удалять комменты, и т.д.).

2. Поддержка адаптивного управления кейсами, включая компоненту целеполагания/стратегирования. А поскольку адаптивное управление кейсами, стратегирование и т.д. не так просты, то "простое можно делать просто, а сложное можно делать -- и для этого есть учебные курсы". Вот только некоторый из важных функционалов:
-- библиотека шаблонов для типовых работ. Поначалу библиотека пуста, далее она пополняется в самом предпринятии (и в пределе может быть поднята на более высокий уровень "между предпринятиями" -- чтобы помочь стартовать новым предпринятиям. Какой-нибудь хитрый вариант фандрайзинга, или рекрутинга с собеседованиями -- они вполне могут быть доступны "библиотечно".
-- управление конфигурацией (в том числе управление изменениями) для информации кейсов. Это как в wiki: в любой момент времени известно, кто что когда поменял в имеющейся информации, эти изменения можно откатывать-накатывать, обсуждать, проводить их утверждения по определенному workflow.
-- целеполагание/стратегирование для кейсов. Ибо в issue trackers цели предполагаются понятными с самого начала, и инструментария (кроме "просто тредовой дискуссии") для обсуждения целей нет. А тут нужно иметь хороший механизм для определения и обоснования целей.

3. Поддержка финансового механизма. Нужно уметь собрать и подотчётно потратить деньги. Я думаю, что сегодня фронтир "социальных сетей" проходит именно в этом месте -- от http://www.kickstarter.com/ до http://timepad.ru/. И регулярные скандалы вокруг перекрытия перечисления денег широкой публикой то Wikileaks, то на вполне определенные кошельки Яндекс.денег показывают, что эта компонента существенна. Обратите внимание, какую важную роль финансы сыграли в "Штабе помощи задержанным".

4. Поддержка PR, то есть поддержка интеграции во внешнюю среду в надежде приобрести сторонников, ресурсы, рабочую силу, донести результаты работы и т.д.. Возможность сгенерировать и показать широкой публике какой-нибудь отчёт, в том числе на страницах других веб-сайтов. Сюда же можно отнести наличие API (хотя это и выходит за рамки PR). Возможно, что тут же нужно рассматривать интеграцию с основными социальными сетями (приложения, позволяющие в удобной для людей социальной сетке получать feed дел предпринятия).

Собственно, весь этот функционал давным давно поддержан самыми разными программами и платформами -- от MS Excel до docs.google.com, от mindmeister.com до того же realpolitik.ru. Но в каждом таком ресурсе поддержан только маленький кусочек. Финансы я буду вести в Excel, телефоны держать в записной книжке телефона, стратегировать и обосновывать неведомо где (ибо с целями разберемся в mindmeister, а уж обоснования непонятно где держать), списки людей будем держать в текстах docs.google.com, веб-ресурс разверну на какой-нибудь подвернувшейся под руку wiki, людей кликну через twitter. Да и в доинтернетную эпоху дела делались. И в дотелефонную эпоху тоже было предпринято немало успешных предпринятий (pun intended). Фишка тут в создании понятной для всех организационной платформы, где будет минимизировано использование ручного переввода данных (в том числе через cut/paste между приложениями).

Я не обсуждаю тут вариант реализации: приложение в какой-нибудь социальной сетке, приложение для мобильного компьютинга, машап для уже наличных сервисов, крутой новый вебсайт (хотя один крутой вебсайт я бы не хотел тут иметь: централизованные инфраструктуры крайне уязвимы, даже если они на иностранных IP). Я просто говорю, что:
а) задачи организации предпринятий типовы
б) они могут быть поддержаны веб-софтом (ну, или мобильным софтом, что для меня то же самое)
в) эта поддержка сегодня необязательно может быть в интранетах (где решены проблемы администрирования, полномочий), а может быть предоставлена в нетепличных публичных условиях (aka социальная сетка).
г) накопленные библиотеки шаблонов работы и информационных форматов из одних проектов могут быть задействованы для использования в других проектах. Это ещё один вид свободного софта: orgware, организационное обеспечение. Это может дать необыкновенно высокий коэффициент повторяемости каких-то интересных инициатив (типа того же "Штаба помощи задержанным") в самых разных географических и тематических местах.

Мне представляется, что развитие тут будет идти по линии типа TimePad.ru -- там наверняка появятся какие-то дополнительные сервисы для поддержки внутренней координации команды организаторов "события". А деньги они уже и сейчас собирают. Не хотите купить билетик на какие-нибудь очередные гуляния с ОМОНом? Ну, вы поняли идею...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 87 comments