Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Об музыкальные инструменты: всеобщее фортепиано.

Продолжу тут тему начального музыкального образования, которую я поднял в своих трех тезисах (1. "мысленная игра", 2. абсолютный слух, 3. пение и игра -- это двигательный интерфейс -- http://ailev.livejournal.com/944960.html).

Вчера мы беседовали с peter_repin по поводу музыкального образования и потребных инструментов. Мой тезис был в том, что практически все методики музыкального образования игнорируют факт революции в музыкальных инструментах, которая прошла (по моим оценкам) где-то в 2005г. -- именно тогда ухо среднего человека полностью перестало отличать звучание электронных инструментов от звучания настоящих акустических. Это совпало с де-факто окончанием "битвы за гигабайты" (http://ailev.livejournal.com/407216.html, 2006г.) и "битвы за аудиопоток" (разрядность и частоту квантизации, первый раз я заметил это в http://ailev.livejournal.com/31650.html, а потом развернул в http://ailev.livejournal.com/102025.html -- это еще 2003г.). Тем самым "электромузыкальные инструменты" перестали быть таковыми, и стали просто "музыкальными инструментами" (как "механизированные" и "компьютеризированные" бухгалтерии остались просто бухгалтериями -- других ведь уже и нет). Кстати, на следующей неделе с 15 по 18 сентября 2011 года в ЭкоЦентре "Сокольники" (Москва, ул. Сокольнический Вал, 1, ст. м. "Сокольники") состоится XVII Межуднародная выставка "Музыка Москва 2011" (http://www.musicmoscow.ru/). Там на всю эту революцию можно будет поглядеть вживую.

В результате этой музыкальной революции один человек стал мультиинструменталистом (а не только пианистом), если у него есть клавишный синтезатор (гитарные синтезаторы я исключу: на клавишном синтезаторе можно сыграть большинство гитарных партий, а вот на гитарном синтезаторе почти любые фортепианные партии не сыграешь: не только пальцев на обеих руках не хватит, но и струн). Обязательный предмет "общее фортепиано" стал воистину "всеобщим фортепиано" -- но это ведет к тому, что обучение новому предмету на новом инструменте тоже должно стать новым -- экскаватором копают не так, как лопатой. На "клавишах" играют не только так, как на рояле (хотя на них можно и нужно играть -- в том числе! -- и так, как на рояле).

Вот мои тезисы к "всеобщему фортепиано" (с добавкой пэд-контроллера и микрофона):

1. Есть детские гитары, детские скрипки (не только "половинки", но и "четвертинки"). Звучание у них не ахти какое, но главное тут не звучание, а размеры -- для маленьких детей с маленькими руками появляется возможность более-менее нормальной игры. Меня, как и peter_repin, в 6 лет посадили за самое обычное фортепиано -- и наш репертуар оказался мал не только потому, что мы не умели играть, но и потому как наши маленькие пальчики не могли растянуться даже на одну октаву. Дешевое детское пианино было получить невозможно. Сейчас есть инструменты с маленькими клавишами (например, эквивалентный древнему PA50 с разъемом для SD-карточки "сверхсовременный" http://www.korg.com/microarranger, который будет доступен в декабре 2011), и они как раз не запредельно дорогие. Нужно (sic!) учить малых деток играть как раз на такой клавиатуре с уменьшенными клавишами.

2. Заодно -- включать не метроном, а сразу функцию автоаккомпанемента: известно, люди, привыкшие играть с автоаккомпанементом, реже "вываливаются из ансабля" по ритму (правда, пруфлинк я уже не помню -- обычно такие ссылки проскакивают в http://www.synthzone.com/forum/ubbthreads.php/forums/37/1/General_Arranger_Keyboard_Foru). В принципе, можно использование и таких вариантов автоаккомпанемента, как тот же "виртуальный ударник" http://jamstix.com (он не молотит одно и то же, а интеллектуально пытается подстроиться под то, что ему играют). Жаль, что аналогичная работа по "виртуальному басисту" всё время откладывается (последние слухи -- тут: http://rayzoon2.com/forum/viewtopic.php?t=5426&highlight=jambassist).

3. Новации коснулись и ударных. Раньше для них было важно эффективное преобразование энергии удара в акустическую энергию. Сейчас это уже неважно, электроника справляется со звукоусилением, и лёгкие удары пальцев с успехом заменяют молотьбу руками и ногами по множеству барабанов. Вот, полюбуйтесь на David Haynes (aka fingers): http://www.youtube.com/user/DHaynesakafingerrs, играющем главным образом на www.korg.com/padkontrol. Видео не успевает за этими пальцами (например, где-то с 4:30 на http://youtu.be/jIPEphxP2Ic, или восхитительно тут -- http://youtu.be/VMsu0xVaxFM).

Пэды эти втыкаются для получения звука в ту же клавиатуру, и управляют ей по MIDI.

Так что ритмике учить на тех же пэдах, а для самых азов -- даже без них, прямо на клавиатуре (http://youtu.be/2SaZO4Gmfdc, http://youtu.be/SVhVSdPOaYo). И не нужно покупать большую и дорогую ударную установку, занимающую к тому же много места. Основной процесс всё одно идёт не в руках и ногах, а в голове.

4. Обучать на клавишах нужно (опять-таки, не "можно", а "нужно") игре не только на фортепиано, но и на гитаре, и на бас-гитаре. Современный музыкант обычно мультиинструменталист, но пользуется он одним и тем же интерфейсом -- фортепианной клавиатурой. Вот как может выглядеть/звучать результат (с 1:30 левой рукой, а потом 1:45 -- двумя руками): http://youtu.be/bQJr0hklTjw. Заодно поглядите на этом же видео, почему нужно учить еще и игре на органе: приемы игры другие, а инструмент -- тот же самый. Про струнные и духовые я тоже упомяну: ибо разнообразные варианты технологий с ключевым словом "articulation" для клавишных делают такую игру уже приемлемой на сегодня для домашнего музицирования (да и для игры в кабаке).

5. Не нужно забывать и про generative music, как источнике упражнений по теории музыки. Тут я бы внимательно отнёсся к изучению KARMA (http://www.karma-lab.com) -- ибо ее элементы как раз представляют собой музыкально-теоретический ассемблер. Увы, я не знаю других разработок аналогичного класса и назначения -- разве что brain того же Jamstix для ударных инструментов, но он не слишком.

6. Клавиши нужны и тогда, когда поёшь. Более того, с правильными клавишами можно петь одному очень по-разному, и даже хором: http://youtu.be/ybQ3K3hzO8E. Этому тоже бы нужно учить.

7. А вот в необходимости познавать азы продюсирования в нежном возрасте я бы сомневался: современные инструменты отлично звучат прямо "из коробки", и продюсирования я бы отнёс явно не к начальному музыкальному образованию, а к весьма и весьма продвинутому.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments