Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Метод, дисциплина, технология

В этом постинге я дам примерные определения метода, дисциплины, технологии (и я не боюсь их делать -- ибо достаточно уже поглядел в разные словари и учебники, чтобы оценить текущее разнообразие пониманий. Моё понимание явно не выбивается из серединки этого многоборазия). А затем я определю и управление технологией -- как метод, дисциплину, технологию...

Метод (от meta + hodos/путь) -- это описание того, как делать. Мы будем понимать метод как описание различных компонент метода, потребных для решения какого-то класса задач. Компоненты метода -- это (следуя идеям ISO 24744) рабочие продукты, рабочие процессы (жизненные циклы и практики), организация (профессиональные роли и их инструменты), модели и их нотации. Ситуационный метод -- это метод, уточненный для конкретной ситуации. Метод обычно разрабатывается (method engineering), но иногда и "моделируется" (method discovery в противопоставление design -- т.е. "документирование/описание уже имеющегося" в противопоставление "придумыванию/проектированию нового").

Постановку задачи на разбиение метода (method breakdown structure) я попытался изложить в http://ailev.livejournal.com/930253.html, суть тамошнего текста в том, что на одно и то же содержание компонент метода могут быть наложены разные классификаторы, к тому же один и тот же метод может быть разбит на компоненты по-разному -- и это отражается в форме, в которой существует метод: каталог компонент методов, существующий сам по себе как библиотека справочных данных (можно думать как о структурированной форме типа каталога/RDL ISO 15926, так и о неструктурированной форме -- какая-нибудь университетская библиотека, включая научную периодику, вместе с каталогом-классификатором).

Предпринятие -- это реализация в жизни одного "прогона" (экземпляра) ситуационного метода -- т.е. прохождения жизненного цикла, определяемого собранным из компонент уточнённым/детализированным методом. Но перед тем, как может состояться хотя бы однократное прохождение предусмотренного ситуационным методом жизненного цикла, должна уже существовать обеспечивающая предпринятие система.

Вводя связанные с методом понятия технологии и дисциплины, мы потихоньку продвигаемся к определению обеспечивающей системы.

Технология -- это материально существующая обеспечивающая система для предпринятия, гарантирующая повторяемость результатов "прогонов" жизненного цикла, предусмотренного методом. То есть технология -- это уже не "описание", а бытование метода в материальных предметах и головах людей. Технология примерно так же соответствует методу, как система "в железе и бетоне" соответствует её информационной модели (чертежам и другим описаниям). Это означает, что метод уже может быть (as designed или as discovered), но гарантирующей повторяемость результатов его применения обеспечивающей системы может еще не существовать. Метод термоядерного получения электричества уже есть, а вот технологии еще нет. Технология обычно создаётся.

Дисциплина -- это та часть метода, которой нужно учить людей, чтобы они смогли создать технологию и воспользоваться ей: набор основных понятий, стиль мышления, типовые решаемые задачи и прочее добро, необходимое для того, чтобы дисциплинировать человека. В технологию входят люди, которые прошли обучение по этой дисциплине. Есть такие "дисциплинированные люди" -- есть технология. Нет дисциплинированных людей (а есть только научные статьи, например, с описанными компонентами метода) -- нет технологии. Сама дисциплина может быть "истинным научным предметом" (предполагать собственные объекты и связанный с ними стиль мышления), а может быть просто компиляцией из разных таких предметов и даже других компиляций. Основной тут критерий: дисциплина используется, чтобы получить людей, способных оживить технологию (т.е. выполнить предпринятие). Есть профессиональные знания и умения, которым можно научить -- значит, есть дисциплина и есть в ней профессионализация.

Управление технологией (technology management) я трактую как проведение технологии её управляющим по её полному жизненному циклу. Учитывая вышеприведенные определения, можно понимать управление технологией по-разному:
-- метод, данный как каталог компонент самых разных причастных методов менеджмента, системной и прикладной инженерии и всего, что потребуется для того, чтобы технология проходила по её жизненному циклу.
-- дисциплина, как учебный предмет (большинство ассоциаций понимают управление технологиями именно так) и тем самым профессию "менеджера технологии", которой обладают выучившиеся. Дисциплина тем самым может задаваться как выборка из каталога методов плюс образовательные методики/наборы упражнений.
-- технология управления технологией, которая должна быть развёрнута на предприятии, т.е. каким образом меняется обеспечивающая система предприятия -- с точки зрения изменения технологии. Технологии идут по жизненному циклу зрелости.

Далее можно пообсуждать, различаются ли деятельности технолога и менеджера технологий. Я считаю, что они различаются, как деятельности системного инженера и инженера по какой-то из инженерных специальностей (specialty engineer). У менеджера технологий в голове весь жизненный цикл технологии как системы, а то и совокупность жизненных циклов технологий. То есть он озабочен совокупностью технологий как целым, в том числе своевременной сменой технологий. Инженер-технолог чаще всего "застрял" на какой-то стадии жизненного цикла какой-то конкретной технологии, и все его силы уходят на то, чтобы совершенствовать и применять эту технологию, а не на то, чтобы искать новые более эффективные технологии и менять старые технологии на новые. В этом плане менеджер технологий занят созданием предприятий ("строит храм"), а технолог занят только своим технологическим процессом ("подтаскивает кирпичи"). Понятно, что профессиональные позиции технолога и менеджера технологии вполне могут совмещаться одним и тем же человеком (например, кто-то из технологов может вырастать в менеджера технологий различного масштаба -- вплоть до достижения своего уровня некомпетентности), что добавляет путаницы.

Для меня "менеджер технологии" тут не означает специфически менеджерской функции, как и управление конфигурацией, например, не подразумевает менеджерской функции для "управляющего конфигурацией" -- я уже неоднократно писал о том, что management чего-нибудь в английском означает просто систематический, а не ad hoc подход к делу -- маркер для "у нас всё под контролем и по науке". Так и в technology management является просто маркером -- "у нас все технологии под контролем и по науке". В этой связи можно обсуждать разные варианты "контроля", и разные варианты "науки": "невидимая рука" против и административного контроля, и неотчуждаемое искусство против отчуждаемого метода (ср. искусство игры на скрипке и метод игры на скрипке) как варианты "науки".

Административность против "невидимой руки" связана с двумя разными пониманиями технологии:
-- с точки зрения абсолютной доступности в обществе: большинство технологий могут существовать только будучи распределенными по множеству формально независимых предприятий
-- только в рамках на предприятия, где есть (часто призрачное) единоначалие, особенно в крупных предприятиях-холдингах.
-- в рамках расширенного предприятия (несколько предприятий, связанных системой контрактов для выполнения одного или нескольких проектов)
-- структурах-кластерах (отраслях с внешним финансированием и/или регулированием), у которых технология понимается и как невозможная к администрированию, и администрируемая одновременно.
Частично примеряет все эти отношения к технологии понимание технологии, реализуемой как "система систем" (http://ailev.livejournal.com/856576.html): где разные части общей для разных организаций целевой системы-технологии находятся под независимым администрированием, и есть попытки совместной координации деятельности по управлению технологией.

В связи с этим в рамках этой "координации системы систем" можно обсуждать "классические" схемы жизненного цикла технологий, сделанные главным образом для целей деятельностной рефлексии/наблюдения (s-образные кривые, hype-кривые и т.д.). А вот ежели речь идет о создании технологии для конкретной организации, где возможна реализация административных проектов ("управления изменениями"), то тогда нужны варианты жизненного цикла совсем другого рода, более операциональные.

Тем самым управление технологиями является одновременно и искусством (умением, которому непонятно как научить -- разве что демонстрируя примеры хорошей работы) и методом/дисциплиной/технологией (т.е. отчуждаемым от его носителей способом управлять технологией, осознанно передаваемым умением думать и действовать в рамках метода управления технологией, а также наличием доступного и готового к использованию инструментария и необходимых сервисов для реализации управления технологией).

Итак, управление технологией можно рассматривать как [обеспечивающие] метод, дисциплину и технологию по продвижению [целевой] технологии (но не метода и дисциплины!) по ее жизненному циклу. Обеспечивающая система управления технологией (служба развития? главный инженер? служба обеспечения качества? департамент стратегии? служба технологов?) тем самым замышляет, проектирует, строит/перестраивает и эксплуатирует, выводит из эксплуатации обеспечивающую систему для тех или иных видов предпринятий. Тем самым управление технологией (в маловероятном минимальном варианте одной административно единой организации) может включать:
-- работу с каталогом наличных методов (и управление технологией считает, что метод в этой библиотеке есть. Если метода нет, то этим займется методология/"управление методом"/"инженерия методов") на предмет выбора потребного метода (создания ситуационного метода путем выбора комплектующих из каталога).
-- обеспечение людей, которые бы профессионализировались в нужных для выполнения метода дисциплинах (обратите внимание на формулировку: вряд ли можно тут говорить об успешном освоении технологии, если она находится не в руках профессионалов, а в руках учеников!), если необходимо -- сертификация;
-- обеспечение необходимой инфраструктуры для применения метода: закупка и разворачивание инструментов и обеспечение доступа к сервисам, если необходимо -- сертификация;
-- организация работы: разработка технологического процесса (в том числе -- обеспечение необходимой регламентации, т.е. конкретизация ситуационного метода для имеющихся в наличии людских и производственных ресурсов), назначение людей-профессионалов на предусмотренные технологическим процессом роли, лидерство (катализация сотрудничества между этими людьми).
-- эксплуатация технологии (реализация предпринятий)
-- совершенствование технологии (оценка зрелости технологии и организация прохождение "малого цикла", включающего доработку метода и его реализации -- с учётом убывающей полезности новых затрат)
-- смена технологии (оценка морального старения технологии и организация прохождения нового "большого цикла" -- возврат к началу, нахождение нового метода и новая его реализация: перепрофессионализация предприятия, смена инструментов/оборудования, сервисных контрактов, реорганизация работы и т.д.)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments