Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Вычислительная креативность

Вычислительная креативность (сomputational creativity) -- это о том, как сделать компьютер творческим (манифест 2002г. -- http://www.doc.ic.ac.uk/ccg/doku.php?id=grandchallenge). Искусственный интеллект, согласно лидеру этих креационистов в лучшем двойном смысле этого слова Simon Colton (http://www.doc.ic.ac.uk/~sgc/), будет проходить три стадии:
1. Уметь решать проблемы -- доказывать теоремы, решать трудные задачки.
2. Открывать то, до момента открытия неизвестно что, но полезное (например, выдвигать интересную научную гипотезу).
3. Синтезировать -- т.е. многократно проходить цикл открытий (постановки проблем) и последующего решения проблем в ходе создания какого-то творческого артефакта.

Это я наткнулся, разбираясь с приглашенной речью Simon Colton на конференции 2010г. по модульности онтологий "Towards Ontology Use, Re-use, and Abuse in a Computational Creativity" -- http://www.doc.ic.ac.uk/~sgc/papers/colton_womo10.pdf. По правде сказать, про модульность в этой речи была только одна фраза -- we hope that the creative usage of ontologies will lead to interesting developments in the theory of modular ontology design. Кто бы сомневался.

Вокруг Simon Colton много чего происходит, например обкатка несколько лет появившегося алгоритма MCTS (Monte Carlo Tree Search), совмещающего полный перебор и случайный выбор в комбинаторных играх (любых, например в таких "неподдающихся", как Go) -- http://www.mcts-hub.net/about/index.html

Или визуальные грамматики, как средство выражения: http://www.contextfreeart.org/.

Обзорчик тут: http://www.doc.ic.ac.uk/~sgc/talks/BISON_EU_Dec10_Talk.pdf -- и видно, что существенную часть в этом обзорчике занимает примерно то, что когда-то (до CYC) делал Lenat с EURISKO. Вот Simon Colton уже и до онтологий дошёл. Когда он начнет делать свой CYC? :-)

Я всё больше и больше убеждаюсь, что грамматики -- это очень правильная парадигма. В основе всего лежат паттерны, рифмы природы. Паттерны и прочие рифмы описываются грамматиками. Творчество -- это когда находишь грамматику/стиль, и правильным неразрушительным образом шевелишь её. И затем генерируешь тексты в соответствии с этой грамматикой. Генерировать новую грамматику -- творчество, "актуальное искусство". Генерировать тексты в рамках уже известной грамматики -- исполнительство. Находить грамматику, которая еще не существует в явном виде -- опять же, творчество.

Всё это только-только набирает силу, чтобы буквально через несколько лет стать мейнстримом: это новое моделирование, "моделирование моделирования" -- про автоматизированное создание/извлечение грамматик, а не генерацию чего-то по тщательно подготовленным человеком грамматикам. Генерирование грамматики и потом генерирование экземпляров, или открытие/анализ грамматики с последующим генерированием экземпляров.

Про generative design, который наполовину инженерный, наполовину "актуальное искусство", я уже писал много раз -- http://www.generatorx.no/, и совсем от этого отличный http://generativedesign.wordpress.com/, несть числа этим проектам, это уже мейнстрим.

Старый знакомый Continuator (который превратился ныне в моделирование Bebop) тоже где-то в этом месте: http://www.csl.sony.fr/items/2009/reflexive-interactions-and-jazz-modeling/ (жаль, что статьи 2009г. пока недоступны). Там упор делается на интерактивность и рефлексивность: онтология/грамматика (например, марковская цепь -- которая ни разу ни онтология или грамматика, но смысл имеет тот же) сначала извлекается, затем происходит её abuse, затем результат предъявляется породившему ее человеку -- правильное кривое зеркало, интерактивная рефлексивность, даёт поток по Чиксентмихаю (http://www.csl.sony.fr/downloads/papers/2008/pachet-08a.pdf, впрочем, я когда-то эту ссылку уже давал).

Kinect уже есть, можно делать стартап фирмы, которая выпустит программу-учителя танцев. Сначала программа понимает, как танцуют эталоны какого-то стиля. Затем на экран выводится аватар, и ученика просят повторять движения. Компьютер смотрит на ход повторений, и сочиняет тренировочные упражнения, которые убирают ошибки. И генерирует правильные объяснения, что делать -- для каждого отдельно, в реальном времени, эти объяснения даются голосом. Только выбирай эталонные стили, и учись.

Следующая версия такой программы не будет содержать в себе эталоны стилей. Она переварит все эталоны, и начнет сочинять эти стили по потребности -- да еще и приноравливая эти потребности с запросами и способностями учеников.

Всё будет, нужно только время. И, похоже, этого времени нужно уже не очень много. Танцы ведь -- это тоже грамматика...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments