Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Об Калмыкию

Жили мы в Городе Шахмат, что на проспекте Остапа Бендера. Илюмжинов рассказал трогательную историю, что название "Нью-Васюки" пришлось закрасить, а назвать этот Город Шахмат Нью-Васюками федеральные чиновники запретили, несмотря на все необходимые республиканские решения. Сам этот Chess City (или City Chess, как его тоже часто величают) представляет собой успешно функционирующую гостиницу, хотя и не пятизвездочную. Обычный гостиничный инвестпроект как побочный эффект имел результатом известность 320тыс. населения Калмыкии (из них 120тыс. живет в Элисте) во всём мире. По слухам, Илюмжинов на заседаниях правительства кричал "дайте мне какое-нибудь Лох-несское чудище! Найдите мне хоть что-нибудь!". Нашли книжку Остапа Бендера. Население не возражало, ибо шахматы у калмыков были любимой игрой (а во что бы вы играли в юрте долгими зимними вечерами?), только фигурки были, конечно, не европейского образца.

Еще один дешево-пиарный проект -- это получить в город 150 скульптур всемирно признанных скульпторов (это на 120 тысяч населения, напомню). Художников пригласили поработать друг с другом. Им идея понравилась, и они приезжали пару раз -- а результаты работы остались в Калмыкии.

Второй проект -- это Хурул (буддийский храм, не путать с Хуралом -- это тамошний парламент). Сделать Калмыкию столицей европейского буддизма удалось. Хурул в Элисте отличается от того дацана, что я видел неподалеку от Улан-Удэ не столько размерами (утверждается, что он чуть-чуть побольше), сколько евроремонтом по сравнению с советской постройкой. Но не это свидетельсвует об успехе проекта. Об успехе проекта свидетельствует то, что в Калмыкии активизировались и другие конкурирующие школы -- и тоже начали что-то строить. Мне не понравилось, что в главном хуруле (школа гелуг, во главе далай-лама) нельзя фотографировать. А вот в ступе, в которой внутри устроен небольшая барабанная комната(если вы понимаете, про какой именно я говорю барабан, и какая именно ступа имеется ввиду) школы Карма Кагью фотографировать можно, и там все ориентировано на светских людей, типа нашей семейки, которую туда привели на экскурсию. Опять же, евроремонт, все блестит и сияет.

Если тамошние буддисты реализуют проект прихвата психонетики в качестве составной части программы буддистского образования, то они будут гарантированно готовить просветленных за примерно три года вместо примерно шести (числа эти для средних европейцев). После этого желающих стать просветленными буддистами именно в Калмыкии может стать сильно больше: ибо конкуренция будет выиграна у любых древних монастырей сразу по нескольким параметрам
-- гарантированность просветления за вдвое меньшее время
-- европейские условия быта
-- транспортная близость к цивилизации (все-таки, не Непал или Индия).
Люди ведь стремятся к просветлению, а не к быту горных монастырей, поэтому конкурентные преимущества тут есть, а чем торговать -- активно делается.

Доктор тантры (получивший классическое буддийское образование) произвел на меня более приятное впечатление, чем многие доктора философии, которых я встречал в своей жизни. Местные жители рассказывали, что особенности буддийского образования (логика в котором играет значительную роль, как и психопрактики) приводят к тому, что какой-нибудь чабан в сельской местности демонстрирует крайне изощренные методы рассуждения, удивляя всех приезжих. И это, понятно, передается детям.

Калмыцкие дети успешно побеждают на многих всероссийских олимпиадах. Секрет, конечно, не в том, что шахматы преподаются с первого класса. Шахматы -- это пиар. Реальность в репетиторах и обычаях. В обычаях калмыков -- добыть образование детям любой ценой (включая продажу квартиры, чтобы добыть деньги на учёбу), а репетиторы, у которых дети не поступают легко в этом году в МГУ или "ВУЗы по выбору" -- не следующий год в 120-тысячном городе уже не репетиторы, их (репетиторов, не детей!) провал будет всем известен.

Илюмжинов, безусловно, государственный деятель. Если отвлечься от шахмат и хурула, то прокладка дорог и газификация этой пустыни (как меня все время поправляет жена, "степи, а не пустыни" -- но в степи живут люди, а тут я глядел на эту местность с самолёта, людей в этой местности не видно) явились крутейшими проектами и были обеспечены крутейшими договорками -- в том числе появлением СЭЗ, а затем купированием последствий отмены режима СЭЗ в Калмыкии.

Конечно, собственность динамически перераспределяется в пользу власть предержащих -- возрождение родовой системы имеет как свои плюсы, так и свои явные минусы. Я не уверен, что положил бы свои деньги в бизнес на территории этой республики, но это мое высказывание относится в равной мере и ко всем остальным регионам России.

В принципе, шанс встроиться в мировую экономическую систему у Калмыкии есть. Для этого нужно:
а) власти стиснуть зубы, и объявить собственность священной -- даже когда очень хочется во имя "общественных интересов" передавать ее кому-либо из приближенных.
б) перейти от сельскохозяйственного производства к производству людей, и плавно перевести весь гос-пиар на эту тему. Честно сказать, что больше производить нечего, а шанс производства людей есть (как ни странно это звучит). Прекратить говорить "туризм", а все посещения считать "образовательными".
в) решить транспортную проблему любыми способами: из Москвы должно быть добраться дешево и удобно (с транспортом сейчас полный караул: автобусом от Волгограда четыре-шесть часов, а прямой рейс в Москву ходит только трижды в неделю, поэтому я вынужден был улететь со второго дня конференции -- или отложить отъезд не до среды, а сразу до четверга. Автобусом до Москвы 20 часов в пути, это только для специально закаленных людей).
г) решить проблему с интернетом, ибо о достоинствах Калмыкии нужно будет рассказывать всему миру. "Окно в Европу" сегодня открывается в оптоволокне.
д) частному бизнесу я бы рекомендовал не путать слишком сильно религиозное с образовательным, а преподавать психонетику и буддийскую логику в их светском варианте -- но для пиара подчеркивая их связь с древней буддийской традицией, не заморачиваясь конкуренцией буддийских школ. Это будет объяснять, почему получить такое образование нельзя будет в других местах. При этом частному бизнесу неплохо бы помнить, что "школа-монастырь" -- это общежитие, и эксплуатировать идею, что "дух монастыря" и "дух Европы" можно сохранить в 120-тысячном городке посреди голой степи, а вот в 10-миллионном городе это будет уже только "дух Европы" безо всякого монастыря.

Официальная версия про депортацию всех калмыков в Сибирь (результат этого: до 1941г. в республике было 200тыс. калмыков, сейчас 160тыс. из 320тыс. всего населения -- потери до сих пор невосполнимы, при этих переселениях умерло огромное число калмыков): "число помощников немцам во время оккупации было не больше и не меньше, чем у других народов. Только наш народ жил относительно компактно, и был маленьким. Вот на нём и отыгрались -- огульно обвинив в измене родине всех, кто был под оккупацией").

Кушать в городе нечего: меня кормили, как приезжего участника конференции, и это было очень по-столовски (хотя расчет организаторов был на по-ресторански). Жена выяснила, что в городе существует ровно одно кафе, где обычно тусуются все прибывающие из столицы -- а в других местах есть просто невозможно. Это было удивительно, так как юг у меня всегда связывался с поговоркой "в Москве питаются, а в Ростове едят". Видать, это не Юг, а филиал Монголии. Дело не в местной кухне (наверняка есть дома, где готовят вкусно), а в пищевых привычках общепита.

Калмыкия хвастается, что она стала епархией православной церкви. Хи-хи. В магазинах продавцы лепят махонькие фотографии Будды, украшая кассы. А вот крестов я нигде не заметил. Так что выпендриться и выделиться из общей массы у Калмыкии получилось, теперь нужно суметь это преимущество использовать.

Жене Калмыкия понравилась -- люди, говорит, совсем другие, много спокойнее москвичей, а поэтому место хорошее. Она не исключает, что приедет в Элисту с дитенком еще раз -- а про меня утверждает, что я туда приеду еще раз обязательно. Объяснить это, правда, не может -- говорит, "чувствую". Ну, поглядим. Пока справедливы слова mayusik: "съездить туда нужно обязательно, но посмотреть всё можно за полдня -- и этого будет вполне достаточно".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments