Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

О чем я выступил на круглом столе по энергоэффективности в Совете Федерации

Сверхкратко тезисы моего вчерашнего выступления "Энергоэффективность и системный подход" на круглом столе Комитета по промышленной политике Совета Федерации.

1. Был призыв говорить не про технологии, а про закон -- но ведь не было бы электрических технологий, не было бы и закона. Так что говорить нужно и про технологии тоже: закон и технологии оказываются неразделимы.

2. "Системный подход" в предыдущих докладах -- перечисление длинных списков того, "о чем еще следовало бы подумать". Это не системный подход: именно про эти длинные неотвеченные списки "о чем бы еще можно было бы поговорить" сказано "системный подход, задуманный как лекарство, сам стал болезнью". В системной инженерии системный подход прежде всего связывается с определением границ системы и ее полного жизненного цикла.

3. Ежели подумать, какие еще из систем похожи по постановке задачи -- то можно предложить систему пищевой эффективности. Там та же ситуация: нужно политически держать цены дешевыми, и немедленно встает задача пищеэффективности, огромное количество пищи перезаказывается, сгнивает в объедках, пропадает в холодильниках и эффективно не переваривается. И меры, которые необходимо ввести для борьбы с этим не менее повсеместным явлением, чем плохая энергоэффективность -- это строгий учет пищи, контроль за ее потреблением, рационирование и в конечном итоге отпуск по карточкам по итогам переговоров о подключении к пищевому снабжению.

4. Когда-то была огромная проблема: министерство транспорта было озабочено организацией развозки хлеба с хлебозаводов в магазины -- каждое утро в 6 утра должны были выходить машины на линии, погрузка-разгрузка была расписана поминутно. Сейчас -- о, чудо! -- этой государственной проблемы на контроле министерства нет, она как-то сама собой рассосалась. Проблема энергоэффективности не рассасывается из-за того, что электроэнергетика продолжает оставаться в социализме, и дефицитность электроэнергии определяется низкой ценой. Ценовая сверхдоступность приводит к физической недоступности: "дешево -- но нету".

5. Закон об энергоэффективности написан из предположения о хозяйствующем государстве, где "крепкий законодатель-хозяйственник" дает команды своим подразделениям-предприятиям о всеохватном учете и контроле дефицитного сырья. А поскольку в нашем государстве не только частные предприятия, но и частные владения как бы на время отданы государством их временным владельцам в управление, то закон неминуемо затрагивает и их -- указывает им, как хозяйствовать, и "что такое (энерго)эффективный собственник". Эта "псевдособственность" приводит не только к зуду "настоящему собственнику" порулить государством-хозяйствующим объектом, но и к отсутствию желания текущего "временного собственника" вкладываться в дорогостоящие долгосрочные инвестиционные проекты, к каким относятся проекты по энергосбережению. Ведь как только он вложится -- его собственность отберут именно потому, что она стала "вкуснее".

Это две основные проблемы, делающие невозможным решение проблемы энергоэффективности инициативными людьми, заинтересованными в экономии электроэнергии: отсутствие адекватных рыночных цен на электроэнергию и отсутствие собственности, обеспечивающей выгодность долгосрочных инвестиций. Эти проблемы видны только в том случае, если вы выбрали правильные границы системы: отнюдь не границы домохозяйства, в котором вам почему-то нужно "установить счетчик" или "разработать паспорт энергоэффективности".

6. Классический пример ошибки в определении границ системы в случае интереса в энергоэффективности приводится именно по поводу энергосберегающих ламп. Этот пример как раз из учебников по системной инженерии. В США оказалось, что люди, поставившие энергосберегающие лампы перестали выключать эти лампы даже на ночь: средний счет за электроэнергию не изменился! Если рассматривать систему в границах "лампочка", то налицо энергоэффективность новых ламп, а если в эту систему включить еще и людей -- то энергоэффективность пропадает, итоговый эффект равен нулю. [кстати, этот эффект при включении в систему людей давно замечен: если мотоциклистам в обязательном порядке надеть шлемы, то они просто будут ездить быстрее, но биться так же часто -- безопасность становится и выше, и остается такой же одновременно].

7. Из технологий, которые могли бы решить проблему энергоэффективности нужно выделить Smart Grid. Текущий закон предусматривает установку многих счетчиков, показания которых не будут использованы никак. Smart Grid позволит использовать показания этих счетчиков для управления энергетической системой.
Smart Grid нужно делать путем определения множества стандартов, которые обеспечат как алгоритмы управления энергосистемой, торговлю электроэнергией, форматы передачи в эти алгоритмы информации счетчиков -- вся энергосистема нового поколения, в которой потеряется разница между энергопотребителями и энергопроизводителями, и за счет этого во многом будет решаться проблема энергоэффективности, обеспечивается именно набором стандартов Smart Grid. Те 242 стандарта энергоэффективности, о которых говорил один из докладчиков -- это абсолютно не те стандарты.
Если не сделать стандарты Smart Grid и не стоить Smart Grid, то предлагаемая текущим законом энергоэффективность -- это омертвление затрат на сотни тысяч электросчетчиков, показания которых идут в никуда, затрат на создание информационной системы, информация в которой никак не используется, и эти затраты будут произведены на упрочнение отставания российской энергосистемы на пару технологических поколений.
Предложение немедленно приступить к разработке стандартов Smart Grid (хотя я боюсь давать такие предложения: чего государству сейчас ни предложишь, обязательно примет с благодарностью, а потом всему народу это выйдет боком или еще каким-нибудь неудобным местом).

8. Текущий закон предусматривает создание вала отчетности: паспорта энергоэффективности, статистическая отчетность, показания многочисленных счетчиков, аудиты и т.д. Нужно не столько потребовать превращения всего этого административного вала в электронную форму, сколько создать технико-экономическую модель полного жизненного цикла каждой цифры и оценить общие трудозатраты на работы по их порождению. Стоимость этого "социализма как учета и контроля" может оказаться чуть ли не сравнимой со стоимостью сэкономленной электроэнергии, а собранные цифры рискуют быть никогда не использованными в силу непродуманности полного жизненного цикла связанных с ними административных процессов -- трудозатраты тысяч безымянных женщин и мужчин по всей стране мало интересовали авторов закона и предлагаемых к нему дополнений. Пока же закон про энергоэффективность больше похож на закон об административной невоздержанности в электроэнергетике.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments