Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Интернет вещей. Интернет клеток. Интернет программ.

Я уже говорил, что киборгизация человечества подступает незаметно: сначала киборг (КИБернетический ОРГанизм) появился как предприятие, люди в котором все больше связаны не столько непосредственно, сколько опосредованно компьютерами -- именно компьютеры, а не их собственные мозги, во всевозрастающей степени определяют объемы работ, заказов, логистические маршруты, координацию планов и т.д. и т.п. (у меня об этом говорилось в лекции в Светлогорске пару лет назад -- аудио в http://www.techinvestlab.ru/169452, слайды в http://www.techinvestlab.ru/166725). Это такие большие киборги, что они незаметны в силу своей крупности: они "надиндивидуальны".

А вот и киборгизация "подиндивидуальная" -- на клеточном уровне: http://www.nanowerk.com/spotlight/spotid=15292.php. Современные нанотехнологии позволяют надеяться на засовывание в человеческую клетку компьютера, эквивалентного по вычислительной мощности Intel 4004 (2500 транзисторов) к 2015 году, а если с Законом Мура все будет в порядке, то к 2030 году в клетку засунут Intel 8088 (29тыс. транзисторов) -- вместе с датчиками и эффекторами "на чипе". А пока попробовали засунуть инертный чип на несколько сотен транзисторов: и 90% клеток после этого засовывания выжили. Неплохое начало, особенно когда эти компьютеры выстроят внутри клеток свой интернет (а хоть и химический, как и положено в клетках).

А "классическая киборгизация" киношного типа, в которой один глаз и полчерепа заменяются стимпанковской конструкцией становится все менее и менее интересной с точки зрения цивилизационных последствий. Один из многих и многих системных уровней холона человеческой жизни, хотя и самый наглядный.

Вся эта киборгизация придет оттуда, откуда ее не ждут. Вот, например, софт для обучения девочек математике: http://www.umass.edu/newsoffice/newsreleases/articles/101058.php. Выяснилось, что девочек-пятиклассниц учить математике можно только тогда, когда обращаешь внимание на их эмоции и действуешь в соответствии с ними, а не с тем, что происходит в сфере учебного содержания (мальчики к учету их эмоций более равнодушны). Поэтому берется видеокамера, и софт распознает эмоциональное состояние с точностью 70-80 процентов. Главное же в этом то, что распознанное содержание приводит к соответствующим изменениям в действиях учебной программы. Интересно, сколько процентов учителей способны действовать с такой эффективностью? А учитель, действующий на учениц с такой программой -- это уже киборг, или еще нет? Ну, или наоброт: такая программа уже киборг, или еще нет? А если таких различающихся по темам и устройству программ двести (или две тысячи, что более реально) штук, которые координируются между собой и обмениваются накопленными данными по общавшимся с ними людям?

Сингулярность наступает незаметно, и там, откуда ее не ждешь -- сразу из нескольких уровней холона нашей человечьей жизни...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 29 comments