Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

На всех не наупрощаешься. Будет следующая версия грамотности.

Снова и снова встает вопрос: нужно ли нам предельно упрощать методы (т.е. способы получения "гарантированно превосходного результата" в какой-то предметной области), или все-таки подтягивать пользователей до такого уровня, чтобы он нашими сложными методами мог воспользоваться?! Вновь и вновь звучит аргумент, что пользователи даны такими, какие они есть, и слишком сложные методы не имеют шансов. Упрощать, без вариантов.

Но ведь не все методы можно упростить! Некоторые описания имеют огромную сложность в восприятии не потому как они еще не упрощены, а потому как без необходимой сложности этих описаний нельзя отразить сложность мира. Есть предел упрощениям!

Мне кажется, что эта дорога "к тупому пользователю" и "к сложным моделям" все-таки должна быть двусторонней. Где понятно как, нужно упрощать. Где непонятно уже, как упрощать, нужно подтягивать пользователя.

Аргумент у меня исторический: когда-то большинство "пользователей" не могли ни читать, ни писать. Тем самым для них было закрыто огромное количество самых простых моделей. Жизнь потребовала, чтобы умение читать и писать появилось практически у каждого "пользователя". Мир не смог упроститься, чтобы им было удобно пользоваться без умения читать и писать. Я думаю, что следующим шагом будет умение читать и писать не только "просто тексты", но модели. Ага, чтение разных моделей и моделирование будут (о чем и говорит все время Алан Кей, http://ailev.livejournal.com/470473.html) элементами обычной (для будущего) грамотности (тут я не вдаюсь в подробности, будет ли эта "грамотность" уделом пользователей-людей, или киборгов, или ИскИнов, ибо понимаю, что говорю о довольно длительных промежутках времени -- пары десятков лет вблизи сингулярности достаточно, чтобы эта оговорка могла быть важной, а такие культурные сдвиги за меньшее время не происходят).

Начало этой маленькой "пользовательской революции" проходит уже сейчас. Уроки информатики в первом классе как раз часть такого подхода. Компьютеры на каждом столе, в каждом кармане, в каждых часах на руке -- просто часть необходимой материальной инфраструктуры, как книгопечатание было частью инфраструктуры для всеобщей грамотности. Сначала хоть как-то разбираться в "моделировании вообще" будут только элиты (совершенно необязательно к этой элите нужно относить чиновников или богачей, ведь и умение читать не было в эпоху всеобщей безграмотности привилегией власти или аристократов). Это "сначала" происходит уже прямо сегодня. А затем потихоньку эти умения станут достоянием всего общества. Массовый "пользователь" тем самым подтянется для восприятия очередного уровня сложности предлагаемых ему для освоения методов.

Заметим, что я тут неявно (а этим замечанием уже и явно) возражаю против тенденции говорения про "всеобщее оглупление". Нет, никакого "всеобщего оглупления" не наблюдается. С другой стороны, будет происходить неизбежное перераспределение знаний: знания публики в моделировании будут прирастать, а вот в некоторых других дисциплинах (не хочу тут останавливаться, каких именно, но исторически укажу на богословие и латынь) уменьшаться.

Почему речь идет именно о моделировании? Да это же просто продолжение письма и чтения (способов описывания мира) другими средствами, более точными и мощными, чем "просто текст". Это просто грамотность, следующая версия.

Собственно, я все время об этом пишу, но раньше я писал "программирование", а теперь чуть обобщил -- "моделирование", имея ввиду не только исполняемый программный код, но и другие виды моделей (прежде всего порождающие, если мы говорим об освоении различных методов. Программированием я бы сейчас называл программирование поддержки DSL, т.е. "метамоделирование", а вот моделированием -- именно что пользовательское моделирование на DSL в рамках мультиDSL-среды, http://ailev.livejournal.com/683311.html).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments