Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Еще про Симултрек -- информационный фреймворк системной инженерии

1. Вьюпойнт -- это интеллектуальный инструментарий, который позволяет породить вью -- набор символьных моделей, адресующих определённую группу интересов, у каких бы стейкхолдеров эти интересы не возникали. Между вьюпойнтом и его вью всегда соответствие 1:1 -- один вьюпойнт порождает ровно одно вью, каждое вью порождается ровно одним вьюпойнтом. Вьюпойнт содержит:
1.1. Описания интересов (часто в виде вопросов, на которые его модели дают ответы)
1.2. Теорию (концептуальный фреймворк, онтология)
1.3. Модель данных (онтология, инфология в формальном выражении)
-- символьная репрезентация для каждой отдельной модели
1.4. Метод моделирования (что в каком порядке делать, чтобы получить модели -- с чего начать, чем закончить, на что обратить внимание)
1.5. Аналитические методы (как интерпретировать), эвристики, паттерны и т.д.
1.6. Поддерживающий софт (реализация)
1.7. Обоснования (rationale)

2. Набор вьюпойнтов -- фреймворки архитектурного дизайна, дизайновые фреймворки и архитектурные фреймворки (в любом сочетании, см. пункт 1 из http://ailev.livejournal.com/613144.html). Назовем это информационным фреймворком системной инженерии (по сути дела, это все определяет информацию для процесса "управление информацией" системной инженерии).
В информационный фреймворк системной инженерии кроме описания конкретных вьюпойнтов входят:
2.1. Наименование фреймворка, версия
2.2. Набор стейкхолдеров
2.3. Набор их интересов
2.4. Набор вьюпойнтов
2.5. Upper ontology для моделей данных всех вью (с целью использовать архитектуру интеграции данных ISO 18876 в каком-то конкретном варианте -- ISO 15926, Gellish, схема одного из продуктов интеграции данных типа Intergraph SPF, Bentley OpenPlant или разработок фирмы Kalida и т.д.).
2.6. Методология хранения и интеграции информации разных вьюпойнтов (даталогия)
2.7. Программа обучения и аттестации для стейкхолдеров

3. Примеры наборов вьюпойнтов разных информационных фреймворков:
3.1. RM-ODP (http://en.wikipedia.org/wiki/RM-ODP)
  • The enterprise viewpoint, which focuses on the purpose, scope and policies for the system. It describes the business requirements and how to meet them.
  • The information viewpoint, which focuses on the semantics ofthe information and the information processing performed. It describesthe information managed by the system and the structure and contenttype of the supporting data.
  • The computational viewpoint, which enables distributionthrough functional decomposition on the system into objects whichinteract at interfaces. It describes the functionality provided by thesystem and its functional decomposition.
  • The engineering viewpoint, which focuses on the mechanismsand functions required to support distributed interactions betweenobjects in the system. It describes the distribution of processingperformed by the system to manage the information and provide thefunctionality.
  • The technology viewpoint, which focuses on the choice oftechnology of the system. It describes the technologies chosen toprovide the processing, functionality and presentation of information.
3.2. COINS ( http://www.coinsweb.nl/downloads/De_COINS-systematiek_april08.pdf)
  • Defining a building object

  • Making junctions and connections

  • 3D-geometry

  • Functions, requirements and performances

  • Systems engineering

  • Managing a stage and a state

  • Create, modify and release

  • Exchanging information

  • Roles, responsibilities and authorizations

  • Requesting and decision making
3.3. IAF (Integrated architecture framework, enterpise architecture от Capgemini, http://www.capgemini.com/services/soa/ent_architecture/iaf/): матрица (аспектные области*логические уровни) из кучи вьюпойнтов:

3.4. ArchiMate.org (http://www.archimate.org/en/)
Два измерения: назначение и содержание

Восхитительный вьюпойнт для такого интереса архитекторов (архитекторы -- тоже стейкхолдеры), как "убедительность в презентации архитектуры", стандартные (приемы визуализации путем замещения в блоксхемах -- трансляция из других вью): http://www.archimate.org/ART/generated/explanation419-chk.html
3.5. GERAM (http://www.cit.gu.edu.au/~bernus/taskforce/geram/versions/geram1-6-3/v1.6.3.html)
* * *
А теперь попробуем все это конкретизировать для Симултрека

1. Информационный фреймворк системной инженерии "Симултрек", версия 0.1

2. Набор стейкхолдеров
-- организаторы системной инженерии
-- CIO
-- администраторы

3. Набор их интересов
-- что за продукт/сервис разрабатывается?
-- по какой технологии разрабатывается продукт/сервис (процесс)?
-- как организована (разделение труда) разработка продукта/сервиса?
-- как устроена система управления информацией?
-- какая выгода от того, что делает заведение?
-- передача информации, заверенной уполномоченными лицами в формах, не допускающих изменений и архивируемых.
...

4. Набор вьюпойнтов.
4.1. Продукт или сервис (целевой системы, в том числе системы, обеспечивающей сервис)
4.1.1. Функции
-- пользовательские (черного ящика, функциональные) требования
-- описание "поведения" системы (сценарии, stories)
-- процессы в системе (потоки жидкостей, балансы материалов, энергии и т.д.).
4.1.2. Конструкция (физических объектов).
-- 3D-чертежи
4.2. Проект
4.2.1. Жизненный цикл -- процессы системной инженерии, выполняемые обеспечивающими системами. Выполнение этих процессов и является жизненным циклом целевой системы (продукта).
На разных уровнях абстракции знания о:
-- процессах СИ
-- технологиях выполнения процессов СИ для типовых систем на типовых стадиях ЖЦ
-- исполнительских инструкциях
-- ЖЦ (стадиям и decision gate), т.е. "шаблоне" проекта. DSM.
Для конкретной производственной программы:
-- управление проектом: логистика CCPM/TOC (график, потоки, очереди)
4.2.2. Организация жизненного цикла
-- конструкционная модель DEMO (включая модель интерстрикций): роли акторов, виды транзакций
-- модель процессных шагов
-- модель состояний (факты координационные и продукционные)
-- модель правил действий
4.2.3. Ресурсы жизненного цикла
-- парк оборудования и его ресурс (workstations)
-- организационная структура (органиграмма)
-- персонал (люди и их компетенции)
4.2.4. Ценности заведения
-- показатели эффективности (маржинальный учет)

4.3. Документооборот
-- шаблоны документов, форматы электронных подписей, книги регистрации входящих и исходящих

4.4 Информационные технологии (даталогия)
-- приложения
-- базы данных
-- протоколы обмена данными
-- компьтерная инфраструктура

5. Upper ontology -- Gellish (вариант: ISO 15926)

6. Методология хранения и интеграции информации разных вьюпойнтов (даталогия)
Определяется Gellish modelling method (вариант: ISO 15926 P7L).

7. Программа обучения и аттестации для стейкхолдеров.
Аттестации пока нет, но пока есть неполный набор презентаций по разным вьюпойнтам.
По некоторым вьюпойнтам есть независимые аттестации и учебные пособия (в частности, по DEMO).
* * *
Теперь нужна работа сначала даже не рашпилем, а топором (включая вписывания недостающего, типа обоснований-rationale). Изменениям подлежит всё.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments