Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Обрывки мыслей по промышленной метафизике.

1. Основная идея проекта FONC -- это дать людям шанс на индивидуальное понимание сложной системы путем уменьшения текста, полностью ее выражающего. Они хотят упихнуть операционную систему со всеми основными приложениями (компиляторами-интерпретаторами разных языков, офисными редакторами, планировщиками, графическими интерфейсами и т.д.) в 20тыс. строк, ибо это как раз объем одного пухлого томика. Один пухлый томик человек в состоянии прочесть за жизнь, даже если этот томик написан очень сложным языком. А вот миллионы тыс. строк попсового кода что Windows, что Linux (не говоря уже о приложениях типа MS Office или OpenOffice) одному человеку даже прочесть шанса нет, поэтому про понимание непрочитанного молчим.

Что позволяет FONC замахиваться на ужатие огромной функциональности в 20 тыс. строк кода? Мощные идеи, которые применимы на всех уровнях системы -- от машинного кода до пользовательского интерфейса. Например, алгоритм верстки типа того, что был придуман для TeX, может быть использован для верстки пикселей в букву, затем букв в абзац, абзацев в окне, окон в полный десктоп -- если уж нам потребовался десктопный интерфейс. Алгоритм пишем и понимаем один раз, а затем используем везде.

Эта же идея легла в основу PraxOS -- небольшое количество "мощных идей" в менеджменте позволит многотомные описания менеджерской премудрости сократить до одного относительно пухлого томика, который обычный человек в состоянии хотя бы прочесть (и тем самым -- понять).

Так вот: промышленная метафизика занимается описанием тех понятий, в терминах которых выражаются мощные идеи PraxOS. Так, по Dubin в изложении Whetten (http://www.si.umich.edu/ICOS/AMR%20article%20on%20Theoretical%20Contribution.pdf, а на Whetten уже ссылается Koskela -- ой, как у них все там запутано со ссылками) для бизнес-теорий обязательны:
-- концептуальные предположения (почему),
-- концепты (что),
-- причинно-следственные связи (как),
-- условия применимости (когда).

Метафизика нужна, чтобы явно обсудить концептуальные предположения и суметь затем отождествить одинаковые концепты, по-разному называемые в разных теориях менеджмента. Нет метафизики, и "концепты" нельзя обсудить, как приложенные к реальному миру (напомним, что метафизика -- онтология -- задает вопрос "что там в мире"?). Нет концептов, и нельзя выразить связи между ними, нельзя выразить принципы теории. Нет описанных связей между концептами, то есть принципов теории или модели (кстати, теории и модели все чаще и чаще не различают -- см., например, ), и тогда вообще не о чем больше говорить. Метафизика является тем холстом, который объединяет самые разные нарисованные на этом холсте теории и модели.

2. Промышленность интеграции данных как раз является такой областью, в которой сутью является непрерывное отождествление одинаковых концептов, по-разному называемых в разных предметных областях. Именно из сферы интеграции данных родились такие инициативы, как ISO 18876 (описывающий архитектуру онтологической интеграции данных), ISO 10303 (STEP) с выросшим затем из ISO 10303-221 онтологическим стандартом ISO 15926, а затем уже появился Gellish, как очередная ступень осознанного движения в сторону явного стыка информационных технологий и метафизики. Gellish уже предлагается использовать не больше и не меньше, как для сравнения, объединения и улучшения философских онтологий (http://repository.tudelft.nl/file/313741/306185 и для примера в этой диссертации берется Хайдеггер, не говоря уж о Хабермасе, перелопаченном в изложении Диеца-DEMO).

Поэтому в PraxOS мы попытаемся использовать Gellish именно для этих целей:
а) средство для формализации наших занятий метафизикой;
б) средство для компактификация набора понятий, на котором можно излагать широкий круг бизнес-идей (на пути к "весь менеджмент в одной книжке", см. пункт 1).
в) средство, которое позволит затем много легче перейти к i) софту, которые будет поддерживать работу с теми или иными организационными моделями, опирающимися на различные концептуальные фреймворки или ii) наладить коммуникацию между двумя разными софтами, поддерживающими разные концептуальные фреймворки в стиле ISO 15926.

3. Метафизика менеджерских теорий должна быть явной, чтобы иметь возможность ее обсуждать и улучшать. Понимание онтологических оснований тех или иных теорий (например, процессная теория или вещная) сберегает много сил при спорах, помогает избегать диалоги слепых с глухими.

4. Самое существенное различие между онтологиями, лежащими в основе менеджерских теорий -- это опора на вещное видение мира или на видение процессное. Очевиден сдвиг в менеджменте от вещной метафизики в процессную. По Koskela, Аристотель (вещник) затоптал поначалу Гераклита (процессника) до уровня плинтуса, но с конца 20-го века идет крупный отыгрыш. Этот сдвиг "в процессы" имеет много лиц:
-- бурное развитие обязательственного (процессного) права по сравнению с римским (вещным);
-- признание процессного (холистического) восточного взгляда на мир как равноправного с западным (вещным);
-- переход от бизнес-архитектур с централизованным планировщиком (где исполнители -- "вещи" для менеджеров, которые ими руководят ("руками водят", издают команды), а операции трансформации трансформируют входы в выходы) к распределенному и непрерывному планированию/стратегированию;
-- появление подхода Lean в менеджменте, признание великой роли логистики, появление теорий проектного менеджмента типа LastPlanner и теория ограничений.
-- расцвет 4D онтологий против 3D (как лучше приспособленных для описания изменений)
-- внимание к language/action perspective, в которой работы не отделены друг от друга "входами и выходами", а связаны "стандартными транзакциями" с договорами и -- главное -- передоговорками (менеджемент обещаний, DEMO и т.д.).
-- и так далее, и тому подобное, несть числа этим лицам.

Процессный подход распознать легко: в нем обсуждаются потоки, а верным признаком потока являются очереди. Поэтому те теории менеджмента, которые сосредотачиваются не на отдельных операциях с их входами и выходами, а "потоке" в логистических цепочках и связанных с этими потоками очередями, являются процессными. Вот, например, презентация по проблемам текущей контрактной практики в строительстве, исходящая именно из этой парадигмы -- тут.
* * *
Про "ценности для клиента" и вырастающий отсюда agile -- отдельная метафизическая история.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments