Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Практики и нормы: проповедизация.

Я тут буду использовать терминологию из Карт действий и результатов (http://praxos.ru/index.php/Карта_действий_и_результатов).

Нормативные акты построены все как "если Ситуация, то Действие" (тут нужно еще подумать, как связаны и чем отличаются Ситуация и Обстоятельства. Пока с этим не все ясно. И непонятно, вставлять ли Ситуацию в общий формат практики).

Все Обстоятельства, Результаты, Аргументы и Контраргументы после фиксации практики в нормативном акте (например, тексте какого-либо стандарта ISO) остаются невидимыми для использующих этот нормативный акт людей: в лучшем случае они были зафиксированы в Пояснительных записках к этим актам, в худшем -- в устных дискуссиях разработчикав, и счастье, если сохранилась какая-нибудь труднодоступная для простых смертных презентация какого-либо из разработчиков с обоснованием принимаемых ими нормировочных решений.

При внедрении нормативных актов в жизнь любой нормальный человек интересуется не только тем, Когда делать и Что делать, но и Зачем делать (какой будет Результат и каковы Обстоятельства -- зачем нам вдруг понадобился именно этот Результат?), Почему именно так делать (Аргументы, связывающие Результат и Действия) и Как именно нужно делать (ибо на каждую норму нужно иметь еще десять советов, как ее выполнить, чтобы достичь ожидаемых результатов). Но этого вычитать в самом нормативном акте обычно нельзя (туманные призывы к всеобщему счастью из преамбулы не в счет).

Это означает, что при внедрении технологий, зафиксированных в стандартах ISO приходится восстанавливать полный формат для каждой прописанной там нормы-практики. Или не удивляться, если люди а) не будут следовать этим нормам, ибо не будут понимать, и б) при административном нажиме выполнят эти нормы таким образом, что ожидаемые Результаты не будут достигнуты.

Но это адова работа -- восстанавливать логику разработчиков, обеспечивать евангелиста материалом для его проповедей. Скажем, вам встретилась норма "если жив, то не убий" -- ну, и какие тут Обстоятельства, Результаты, Аргументы и Контраргументы?

Интересно также подумать и над технологиями этой работы -- содержательной проповедизации, привнесения в нормы материала, обеспечивающего их принятие критически мыслящими людьми.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments