Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Транспортное планирование -- еще ссылки

4й орегонский симпозиум по интегральному использованию земель и транспортному планированию (ноябрь 2005г.) -- http://www.oregon.gov/ODOT/TD/TP/Modeling.shtml, презентации по всем трем дням.

Образцы транспортной бюрократии и учета в планировании:
-- орегонский план по автомагистралям: http://www.oregon.gov/ODOT/TD/TP/orhwyplan.shtml, 1999 -- с кучей ежегодных изменений.
-- орегонский транспортный план: http://www.oregon.gov/ODOT/TD/TP/ortransplanupdate.shtml, 2006 (многомодальный, включая трубопроводы).
-- презентации для орегонского транспортного планирования: http://www.oregon.gov/ODOT/TD/TP/otpPubs.shtml#Presentations. В частности, презентация по трендам http://www.oregon.gov/ODOT/TD/TP/docs/ortransplanupdate/TechTrends.pdf с главным тезисом: "будущее мобильности, безопасности (safety), безопасности (security) зависит меньше от того, что мы строим, а больше от того, как управляем (operate) системой, которую имеем. Технологии обеспечивают управление, а департаменты транспорта штатов еще не подстроились под эти реалии". Замечают, что речь идет не о $$, а о комбинации технологии и институциональных мер. В этом они полностью совпадают с моим тезисом о том, что технологическая платформа (в данном случае -- транспорта) определяет организационную платформу, и автомобильная платформа в плане организации (включая список игроков) существенно отличается от гужевой. Впрочем, примерно такую мысль высказывал еще Маркс, хотя и предлагал думать другими отраслевыми масштабами и масштабами времени :) Осталось определить, какая технологическая платформа сейчас -- судя по всему, мультимодальная, с интеграцией инфраструктуры и транспортных средств и на этом все настаивают.

Тут же приводятся отличия департамента транспорта 20 века от века 21:
 20 век 21 век
 трудовая повинность (продукт) мобильность (результаты)
 сфокусированность на проектах ориентация на клиента
 наша юрисдикция целая система
 реакция от 8 утра до 5 вечера 24x7, причем проактивно
главным образом пассажиры пассажиры и грузы
 бизнес как обычно ориентация на производительность
 делать по-своему партнерства
Вот он, New Public Management -- поддержание транспортной инфраструктуры как эдакий бизнес. Не хватает только приватизации этого бизнеса, ибо речь идет не столько о регулировании, сколько о производстве транспортных услуг.

Забавно, что основное беспокойство при таком планировании вызывает вопрос об инфляции и "достаточности финансирования хотелок" (см. http://www.oregon.gov/ODOT/TD/TP/docs/publications/otpNewsletters/otpNwsltr3.pdf -- там про особенности плана успевают сказать только об основных направлениях и попытках предсказать судьбу его финансирования в ближайшие 25 лет).

Вот тут -- http://www.oregon.gov/ODOT/TD/TP/docs/ortransplanupdate/FreightTrends.pdf -- делаются попытки определить Портланд как транспортный кластер (третий в США -- после Майами и Атланты). Действительно, в США транспортники составляют по данным 2000г. в среднем 8.37% от рабочей силы, а в Портланде -- 11.17% (для сравнения: в Майами -- 14.59%, в Сакраменто -- 5.45%). Оно и понятно, порт.

Парадигмальный сдвиг в общественном транспорте (http://www.oregon.gov/ODOT/TD/TP/docs/otpPubs/Paradigm.pdf):
-- total trip experience (опыт всей поездки из конца в конец, мультимодальность -- включая опыт пересадок).  "Успех" измеряется в меру пользовательской удовлетворенности.
-- поскольку "из конца в конец" проходит через разных операторов, то путь на координацию, интеграцию и партнерство (независимо от форм собственности).
-- информационные технологии как основа всей деятельности (интеграция общей технологической мультимодальной платформы).
-- фокус на рациональное использование земли (по факту -- совместное планирование использования земли и транспорта, только так).
-- фокус на security и safety.

Оттуда же пример стандартов обслуживания: междугородний автобус должен быть доступен для поселений (или группы поселений в 5 милях друг от друга), с населением выше 2500 человек и расположенных по меньшей мере в 20 милях от ближайшего города Орегона с бОльшим населением так, чтобы путешествие туда и обратно уложилось в один день. Городские районы с населением бОльшим чем 2500 человек и удаленные от центра на 20 миль должны иметь как минимум в пиковые часы общественный транспорт в центр города.

Подробный разбор пробок и их влияния на экономику: http://www.oregon.gov/ODOT/TD/TP/docs/otpPubs/Overview.pdf -- прежде всего анализ кластеризации (Urbanization occurs primarily because people and businesses cluster
geographically to reduce their transportation and communication costs. ... While clustering reduces transportation costs, it also increases the competition for space
as space becomes a scarcer commodity.  This is true for both the space available for
development and the space on transportation facilities available to travelers. Increased
demand for space increases the price of space for development and the travel time cost
for transportation. These costs act in opposition to the benefits of clustering, so urban
densities achieve a balance at the point where the benefits of additional clustering are
offset by the additional costs) и влияния увеличения рабочих часов на трафик (оказывается, орегонцы все больше и больше часов в неделю работают, и все меньше и меньше занимаются домом -- поэтому все больше и больше путешествуют, в том числе за покупками). Еще интересно, что Орегон тратил в 1965 году примерно 2.5% персональных доходов на хайвеи, а в 2000 году -- только 0.5% (отсюда делается вывод, что удивляться пробкам не нужно при таком подходе -- при этом пробки замедляют дорогу в часы пик в среднем на 20%).

Калькулятор транспортного шума: http://www.xs4all.nl/~rigolett/ENGELS/vlgcalc.htm

The 1st UK Road Pricing Think Tank (27-28 ноября 2007г.): http://www.h3bmedia.com/ructhinktank/TT1.pdf и программа http://www.h3bmedia.com/ructhinktank/TT2.pdf -- конференция посвящена в том числе и тому, как сделать платность дорог популярной идеей (т.е. заявлено, что там будут рекламисты и финансисты).

Презентации с http://www.transportroundtable.com.au/smart2006/program.htm -- http://www.transportroundtable.com.au/smart2006/res/51-Walsh-ppt.pdf так просто измеряет пробки в долларах (авсралийских ;) плюс шикарное изображение неуправляемого хайвея как источника пробок -- достаточно появления нескольких фур на соседних полосах движения. ITS -- это наше всё в управлении хайвеями (Intelligent transportation system).

Первая попавшаяся под руку подборка ссылок про ITS: http://www.its-sti.gc.ca/en/related_sites.htm

Тема транспорта для меня, как и прежде, представляется необъятной. Огромные бабки, которые тратит государство на транспорт, превращаются в залежи разной степени бесполезности информации -- и найти зерна среди этих плевел чрезвычайно трудно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments