Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Бизнес-образование: схема для создателей университетов

Вдогонку к пересказу http://vvagr.livejournal.com/1114685.html помещу тут (без редактирования!) свой кратенький конспект выступления ректора бизнес-школы "Сколково" Андрея Волкова по конструированию новых образовательных институтов:
Два тренда в современном образовании:
1. Депредметизация -- в сторону имитационности
2. Десубъективация -- образование делается для групп/организаций (минимальная единица, не ученик-одиночка)

Бизнес-образование сегодня -- это общеуправленческое образование, необязательно для бизнеса.

Шесть точек в схеме (это "Технологии-2" для тех, кто знаком с термином -- в этой схеме меняешь одну любую точку, затем вынуждены для согласования менять все остальные точки):
1. Positioning (озабоченность именем и позицией -- оформление себя, отличие от других, специализация: "сказать, что ты делаешь". Это тренд -- сейчас позиционируются крупнейшие, дальше вынуждены будут позиционироваться даже в российской глубинке, буквально через несколько лет).

2. Product (что выпускаем). Например: MBA, Executive MBA, разные короткие образовательные продукты executive education. Тренд: стандарт MBA будет умирать, денег на нем массово уже нет. Останется 900 человек в крупных университетах. Вырастет сектор exectutive education (объем заказов на тренинги превышает все, что можно -- двухдневный формат). Это нехилая отрасль, образование: в США образование в целом (не только бизнес) составляет шестую часть экспорта.

3. Технологии образования (педагогическая эпистемология -- чему учить; педагогическая антропология -- как учить). Собственно технологии образования -- чему и как учить -- составляют крохотную часть современного образовательного формата.

4. Логистика образовательного процесса (педагогическая социология/антропоток: откуда пришли, куда уйдут, что у нас делают -- система массового обслуживания, университет 10 000 студентов, ибо меньше невыгодно). Есть три типа логистических образовательных схем: 1. гумбольдовский/исследовательский/ремесленный учитель/мастер учение-ученик. 2. Индустриальный университет, конвейер с предметной организацией. 3. Университет-супермаркет, с мелкой нарезкой времени и предметов: 2+2+2 года (пред.подготовка, бакалавриат, мастер) -- набор курсов самых разных, "каких хочу", идея персонификация образования, идея выбора образования. Эти три модели несовместимы -- "в индустриальной модели если не сдал, то вылетел; в исследовательской -- оценок нет, должен сделать шедевр, повторяющий работу мастера; в супермаркете -- не сдал один курс, так наберешь кредиты в другом, учись сколько хочешь, пока не выпустишься". "Проектный университет": исследовательский+супермаркет.

5. Faculty (профессура): профессура нанимается на открытом рынке, как в футболе. Нет лояльности к университетам. Это свободный класс, типа адвокатов или консультантов. Они нанимаются в разных форматах. Оплата профессуры -- 40-60% от общих затрат университета, как и в консалтинге. Кампусы: значение сильно возрастает, но они перестраиваются под "проектный" логистический формат (ибо нужны комнаты-лаборатории для групп из 5-6 человек, а не лекционные залы на 200 человек).

6. Студенты (какое позиционирование, такие и студенты). Внедряются стандарты для людей: TOEFL. 5-6 мировых инфраструктурных стандартов будут определять поступление в университеты, будут проверять минимальный уровень знаний. Будут определяться стандарты на студентов для входа в образовательный процесс.

Образовательных технологий всего три:
1. ознакомление (книжки, лекции).
2. тренировка/присвоение (simulations, case study)
3. изготовление ("изготовить студента"), нельзя подслушать и подсмотреть. Та самая "проектная работа".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments