Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Миссия школы системного менеджмента

Недавно обсуждали миссию Школы системного менеджмента -- "помогаем освоить современное системное мышление".

Системное мышление позволяет совладать со сложностью окружающего мира, оно обеспечивает коллективную деятельность -- менеджмент, инженерию, предпринимательство, спорт и развлечения, личное развитие. Оно абстрактно, адекватно, осознанно, рационально (http://ailev.livejournal.com/1342372.html).

Слова "помогаем освоить" тут не случайны: никаких "внедрений" против воли, мы не насаждаем системное мышление, мы помогаем тем, кто к нам обратился. А поводы для обращения есть: дети сегодня осваивают мышление тех времён, когда учились их учителя (то есть допотопное). В ВУЗах магистров уже учат не столько мышлению, сколько каким-то профессиональным дисциплинам. Хотя в бакалавриатах ещё могут говорить об общей мыслительной подготовке, но прямо универсальному мышлению не учат (https://ailev.livejournal.com/1384283.html). Курсов современного системного мышления нет (хотя есть много курсов не слишком современного системного мышления), вот мы их и делаем. На этих курсах люди сами осваивают мышление (царской дороги в системное мышление, как и в геометрию, нет), мы им в этом помогаем.

В миссии не указано, помогаем ли мы взрослым профессионалам, студентам, школьникам или даже стремительно умнеющим роботам (которых сегодня не программируют, а учат: http://ailev.livejournal.com/1362155.html). Если у нас есть качественное содержание образования ("современное системное мышление", его мыслительные пререквизиты и основанные на нём менеджерские, инженерные и предпринимательские практики), то вопрос предложения разных форм обучения для разных аудиторий -- это больше вопрос ресурсов.

То, что в миссии не просто системное мышление, а современное системное мышление -- это важно, ибо системное мышление продолжает активно развиваться, оно меняется. В старом системном мышлении не было стейкхолдеров, не было понимания важности обеспечивающей системы, первичного понимания обеспечивающей системы как набора практик. Совсем недавно кроме функций начали активно рассматриваться сервисы, а сейчас и поставленные практики (capabilities). Последние пять лет акцент идёт на людях в составе систем, внимание приковано к системам систем (system of systems).

Некоторые изменения радикальны: сегодня системное мышление по факту кибермышление, оно моделеориентированное (model-driven, model-based). Люди мыслили раньше сами по себе "внутри головы", потом с помощью ручки и бумажки, а сейчас с помощью компьютерных моделей всё больше и больше. Вынесли часть системного мышления из кортекса в экзокортекс, языки системного моделирования (отнюдь не только system dynamics) становятся из экзотики рутиной, например тот же ArchiMate.

"Современное" мы понимаем как state-of-the-art (лучшее из известного, а не среднее и устаканившееся прошлое "для учебника"). По факту ремарка о современности мышления в миссии Школы требует от преподавателей Школы самим вести исследования.

Для того, чтобы показать мощь системного мышления в борьбе со сложностью, Школа ведёт курсы менеджерских, предпринимательских и инженерных практик, например "системный менеджмент и стратегирование" (http://system-school.ru/event/kurs-treningov-sistemny-menedzhment-i-strategirovanie-2018-01-21/), "основы системного лидерства" (http://system-school.ru/kurs-osnov-sistemnogo-liderstva/). Системное мышление позволяет полнее и быстрее понять содержание предметных практик, уложить их в голове в осмысленную структуру.

Чтобы помочь освоить современное системное мышление, Школа будет помогать освоить и современные его пререквизиты: прежде всего логику, психопрактики осознанности, практики моделирования. А ещё нужно иметь готовое к действию тело (https://ailev.livejournal.com/1381173.html). Всё это тоже непрерывно меняется, тоже современное, тоже "лучшее из известного" (state-of-the-art). Так, нужно учитывать, что мышление стало вероятностным и коннективистским (https://ailev.livejournal.com/1384180.html).

Это всё телесный и ментальный "фитнес" как готовность к действию, готовность к осознанному выбору. По сути дела, системное мышление завершает "фитнес" в рамках персонального развития, это основа системного развития личности (https://ailev.livejournal.com/1373755.html). От мышления требуется универсальность (https://ailev.livejournal.com/1384283.html), системное мышление тут верхушка некоторого айсберга других дисциплин личного развития и само основа дисциплин для менеджерских, инженерных и предпринимательских компетенций.

А ещё мне важно, что миссия школы отлично сочетается с моей личной миссией -- "Откапываю и распространяю мощные идеи, способные существенно повысить эффективность людских усилий", http://ailev.livejournal.com/500732.html.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке --https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10211567103587241
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments