Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

lytdybr

Вышло моё аж весеннее интервью М.Софонову на тему BIM и системной инженерии в их связи с проектным управлением (https://youtu.be/yNsqx3Pfotk):


Каждые выходные в этом году у меня получились "учебными днями". Сегодня работал со студентами МФТИ, консультация в форме вебинара. Они там по разным часовым поясам от Франции до Тайваня, но всё как обычно в последние годы, уже отстают от графика на два урока), сейчас буду писать учебник (ох! до конца пятой главы писать ещё примерно 11 страниц), а завтра пойду на второй прогон тренинга системного лидерства к Александру Турханову -- не только посмотреть, как Александр новую программу сделал, но и на то, как курсанты взяли материал шести дней моего тренинга. В прошлом потоке был ужас-ужас-ужас, посмотрим, как будет в этом потоке. Для курсантов же Школы это кроме нового материала по лидерству будет повторением пройденного. Ещё заканчивается моё менторство для некоторых курсантов предыдущего потока, 19 октября защита, и по ходу проекта даже интересно, сколько раз у курсантов круто менялось понимание целевой системы. 22 октября для них ещё и будет игра на использование материала курса.

По перерисованным слайдам для Курсеры я дал 61 замечание, они взяты в работу. Методисты курс просмотрели по диагонали, отметили, что все их вопросы "косметические" (типа "слишком много текста на слайде" и "слишком длинное видео одним куском"). Мои же замечания содержательные. Например, художник вместо стрелочек с ромбиками на концах поставил на диаграммах обычные стрелочки, винить художника в этой замене нельзя -- курсанты тоже не сразу понимают, что разные стрелочки обозначают разные типы отношений.

У cartmendum был поставлен вопрос, чем его тренинги отличаются от прочтения его книги. Я там тоже отметился (https://cartmendum.livejournal.com/227912.html):

У меня всё хуже: я пишу учебник и уже есть задачник, у меня выходит видеокурс с интерактивными задачками на курсере, и всё же я сохраняю очные тренинги. Почему?
-- учитель устный и письменный это два разных человека. Это все признают, попробовав мои разные продукты. Хотя видео у меня будет, но это не я устный, а я "официальный на видео" -- то есть тоже не тот, что на тренинге. Язык другой, уровень доверительности другой, шутки другие.
-- в живом варианте работают зеркальные нейроны, в книжке нет, в видео ограниченно
-- в групповом действии тебе не дадут отвлечься, так что ты доведёшь свой тренинг до конца, а с книжки или видео с задачами соскочишь (мне это напоминает известный анекдот: "-- люблю групповой секс, в нём всегда можно сачкануть! -- но не факт, что дадут!")

Но мои мечты, конечно, совсем другие:
-- можно сдвинуться и пойти дальше по разным предметам, готовить новые курсы. А старые документированы, долг перед обществом выполнен. Но не факт, что это легко сделать: инерция ведь велика. Но мы и не о паре недель тут говорим.
-- можно уделить больше внимания практике, "рабочей сессии", то есть не разбирать задачи и примеры учителя, а заниматься проблемами пришедших на тренинг. Flip teaching, т.е. помощь в решении задач и домашних заданий, а не объяснения. Объяснения документированы, они на тренинге не воспроизводятся. Но это несколько утопично в обычных условиях: на всех моих пробах заявляются люди, и заявляют, что никто из них книжку не открывал, задачи не решал -- кроме одного-двух человек из десяти. И все планы flip teaching разваливаются.

Со студентами МФТИ пошли письменные разговоры в slack, оказалось очень полезно: материал моих ответов сразу идёт в учебник. Нужно будет как-нибудь опубликовать тут эти диалоги, сняв имена -- очень показательно для демонстрации необходимости ментального фитнеса как готовности к мыслительному действию: совершенно недостаточно бытовой смекалки, чтобы освоить курс системного мышления. Нужно ещё быть на каком-то уровне рациональности, владеть логическими основаниями. Недостаточно развитая личность студента через мой курс не прорывается, нужен дополнительный тренинг по рациональности.

Вот тут вдруг начали обсуждать аксиоматические основания праксиологии: https://www.facebook.com/laxy.catal/posts/821036258076678, и я там вспомнил свой пост 2011 года, где в пункте втором говорил (http://ailev.livejournal.com/919184.html): "Я был немного неправ, когда заявлял, что ресурс думающих людей -- это производство, а не ВУЗ или школа. Я думал, что можно массово воспитывать думающих людей, давая инженерное образование. Выяснилось, что это не так. Давать нужно картину мира и способность логически мыслить, правильно рассуждать -- это "до инженерии". Нужен метафизический-логический-философский фундамент рационального мышления, на котором можно возводить хоть инженерное мышление, хоть праксеологическое. С другой стороны, на основе праксеологического мышления можно строить право, экономику, политическую философию. И только развитие этих конкретных предметов позволяет говорить о каких-то практических приложениях. Но в основании всей этой пирамиды стоит логика, которая существенно изменилась за последние лет тридцать. Поэтому насущной задачей является просвещение людей в области логики ("дискуссия о методе"), и ход на построение формальной праксеологии (а затем -- формального права, формальной экономики и т.д.)". Разница с пониманием 2011 года в том, что "формальное" может быть не про модели в аристотелевской логике, а про модели в байесовской логике -- потихоньку меняется само понимание "формального" и его связи с жизнью. Опять же, для разбирательства с сложностью ещё нужно учить системному мышлению, что тоже непросто и тоже не может быть сделано на производстве.

Так что я потихоньку веду переговоры по поводу системного развития личности как набора разных фитнесов (https://ailev.livejournal.com/1373755.html и https://ailev.livejournal.com/1375605.html). По линии прикладной рациональности планируются уже два разных курса ("логические основания рациональности" и "рациональный выбор" -- семинар-анонс будет 26 октября в "Кочерге", https://www.facebook.com/events/429627884100507/, можно приходить всем). Про телесный фитнес договорились сессию по планированию тренинга делать через неделю, после моего приезда с GTC Europe. По работе с вниманием и психопрактиками осознанности пока руки не доходят что-то конкретное планировать -- но это тоже важно и нужно, и примерно понятно, как и с кем разговаривать. Пока план такой, что в 2018 году запустим ряд обзорных тренингов по разным направлениям личного развития, и начнём получать обратную связь по результатам.

Вьюнош в этом году явно перебрал курсов. По математике у него произошёл в прошлом году выгон далеко вперёд, так что специально математики в этом году нет, зато это скомпенсировалось информатикой (настроенной на сдачу ОГЭ, и я пока не вмешиваюсь -- везде оказался PascalABC):
-- физика: школьная и школьный кружок, МФТИ ЗФТШ, МФТИ "Потенциал" теория и практика
-- математика: школьная и школьный кружок
-- информатика: школьная и школьный кружок, курсы МФТИ
-- электроника FPGA: курсы МФТИ (и преподаватель тот же, что по информатике МФТИ)

Счастье, что все эти курсы МФТИ -- это десять минут пешком от дома. Школьные кружки "обязательные", мы там записаны, но намерены их как-то сачковать, кроме информатики: в этом году вьюнош получит сполна свои часы налёта, ибо последний раз он программировал много только в седьмом классе -- проходил курс на Питоне, инициативно, дома. Но стоило выйти из дома, и везде только PascalABC. Учебная информатика, как и учебная робототехника -- зло. Моему вьюноше вполне можно уже грузить SICP, если бы кто-то ему учил (единственное место, где готовы учить первым полутора главам за восемь часов -- https://ru.hexlet.io/courses/sicp, с таким даже и связываться не стоит). Пока же для девятиклассников везде доступна только "подготовка к ОГЭ" с прицелом на олимпиадное программирование, это Паскаль и два-три вида сортировок как самые сложные задачи. Поэтому кушаем, что дают, а не что хотим.

Обилие курсов -- это ничего страшного: в его возрасте нужно не дома сидеть, и не во дворе болтаться, а дневать и ночевать во Дворце пионеров. Вот у нас корпус МФТИ на Климентовском и есть по факту этот Дворец пионеров.

В Яндекс.музыке оказалась хорошая рекомендательная машинка: удалось закачать туда мои favorites из Пандоры, раз в сутки Яндекс генерит плейлист идеальной музыки для работы, более менее новой каждый день. Первый плейлист я даже от неожиданности его качественности решил запомнить (функция "запомнить список рекомендованных треков на постоянку" там тоже есть), но и все остальные сгенерированные списки оказались тоже ничего -- и они явно не хуже того, что генерирует Пандора. Интересно, что движок яндекс.музыки генерирует списки из новых треков, ибо favorites среди них тоже попадаются, но раз на двадцать треков. Неестественные интеллекты всё крутеют и крутеют, они изучают нас много пристальней, чем ближайшие родственники. Как говорится, ничего личного, "тёплая ламповая человечность, учёт лично ваших пристрастий" -- это бизнес.

Ужас этими комьюнити: у меня открыты сейчас постоянно десктопные slack, whatsapp, skype, telegram, а ещё есть групповые чаты ВКонтакте и фейсбуке. Вайбер молчит, так что он не в счёт (и я его, думаю, снесу через несколько дней). Всё это дзинькает и тринькает круглосуточно. Вижу людей живьём в день впятеро меньше, чем лет двадцать назад, но плотность общения с разными людьми по сравнению с этими двадцатью годами назад много больше -- при много меньшей этого общения глубине.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments