Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Роботоподелки на полку

Алексей Корнилов задал вопрос про образовательную робототехнику: "Интересно, за два года хоть у кого-то получился реальный проект в результате? Ну, который не разобран, и не на полку, а чтобы с тех пор работал?" (https://www.facebook.com/alx.kornilov/posts/1947353862142840).

Да! Есть такой проект! Мой вьюнош несколько лет назад делал в кружке "Автоматика" световой меч из светодиодов, батарейки и переключателя цвета светодиодов (никакой автоматики! Там даже ничего не мигает!). Меч раз в пару месяцев все эти годы с момента изготовления включается и им размахивается -- то есть меч работает! Например, я в мае 2017 его носил на кизомба-вечеринку по звёздным войнам (http://ailev.livejournal.com/1345583.html), и у этого меча там был большой успех:


На прошлой неделе поменял там батарейку, диоды опять горят ярко.

А ещё у вьюноши "лежат на полках" пяток разных печатных плат с автоматикой на микропроцессорах и дискретке, которые принесены были домой и ни разу дома не включались, кроме первого вечера после приноса "из кружка". Последняя поделка принесена была буквально позавчера -- результат "робототехники" в летней физматшколе "Потенциал" МФТИ. Математика и физика там хороши, а робототехника идёт в нагрузку (как развлечение), и всегда убога: в этом году это был BEAM-робот. Филигранный монтаж полудюжины дискретных элементов, крутейшая ювелирная пайка (я даже удивился, что вьюнош навострился так паять), но после приноса домой этот BEAM-робот по факту не включался (ибо абсолютно неинтересен ни вьюношу, ни родителям, никому). У нас в гостях вчера был друган вьюноша (с которым он на какой-то очередной "робототехнике" как раз и познакомился несколько лет назад), поглядел на этого "робота" и сильно удивился, что на физматшколе такие простые устройства делают -- то есть не то что интерес проявил, а даже наоборот. Чтобы этот BEAM-робот поработал, он на него посмотрел в работе? Да не было даже попытки включить! Ибо зачем?!

Вся образовательная робототехника именно такая, о каких вообще "реальных проектах" может идти речь? О каком таком "использовании" кроме однократного включения на последнем занятии в кружке и однократного же включения вечером дома перед родителями?!

Занятия этой "робототехникой" на летней школе воспринимались вьюношем как приятное развлечение типа большой структурированной перемены между нормальной физикой и нормальной математикой. Мы же это время списываем на "социализацию". Хотя какой-нибудь танцевальный кружок, или драматический кружок были бы тут лучше, но его же туда не затащить, а вот на робототехнику затащить можно.

Ладно, поделки не пригождаются, не работают (кроме явной декоративной игрушки, в которой вообще нет автоматики -- меч, думаю, мы ещё повытаскиваем и им помашем где-нибудь по случаю). Но навыки, полученные при их изготовлении? Увы, это не танцы и не драмкружок, чтобы тащить эти навыки в жизнь. Я не заметил, что вьюнош где-то эти навыки "робототехники" использует. И не понимаю, где он эти навыки мог бы использовать, кроме как при работе в какой-нибудь гарантийной мастерской по починке старой радиоаппаратуры. А апологеты подобной робототехники будут петь песни про то, что это "разжигает интерес к настоящей инженерии". Что, он три года ходил во все эти кружки просто для разжигания интереса к инженерии? Нет у него интереса к инженерии, он развлекаться в эти кружки ходит, отдыхать от учителей и родителей. Никаких запросов на инженерную работу у вьюноша нет, кроме желания походить ещё на какой-нибудь кружок.

Мы его записали ещё на одну летнюю школу по робототехнике, хотя она уже не летняя, а сентябрьская. К тому же Алексею Корнилову сотоварищи: https://wsrobotics.timepad.ru/event/506825/. Посмотрим, что он оттуда принесёт (на поделки я не надеюсь, а вот на какие-нибудь знания и навыки -- очень).
* * *
Не могу не поехидничать: все учебные робототехнические проекты последнего года -- это "домашняя теплица", "теплица на подоконнике", "автоматический полив" и т.д.. С ума посходили, кроме теплиц с контролем температуры и гидропоники с контролем полива ни у кого идей нет. Да что там образовательные робототехники! Даже у меня в группе студентов есть проект стартапа, который хочет делать тот самый автоматизированный полив!

Говорят, кто-то из великих игроделов на своём университетском курсе по геймдевелопменту запрещал использовать идеи игр-стрелялок -- слишком лёгкие идеи. Я бы запрещал использовать все эти "автоматизации теплицы на подоконнике" в качестве "учебных проектов". Ибо от этого однообразия уже тошнит: если игра, то войнушка, а если робототехника -- то огородничество.

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10211070921543000
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments