Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Столбовая дорога в двигательные/телесные практики

Максим Осовский устроил сегодня завтрак танцоров и занимающихся илицюань, поговорили пару часов про понятие стилевого движка.

Стилевой движок -- это не просто стиль (как дисциплина, набор паттернов движения) или "культура стиля", как иногда это говорят. Это накачанное на выполнение движений какого-то стиля тело (сильные глубокие мышцы, необходимые растяжки) плюс мозг, который обладает возможностями контроля тела по удержанию в этом стиле. Движок "запускают" (натренировывают), а дальше он работает. Понятие это активно обсуждается среди занимающихся боевыми искусствами (вот, например, обсуждение двух групп движков -- с работой от танден/дан-тян против работы от солнечного сплетения, мы в том числе и этот вопрос обсуждали сегодня: http://master-kuh.ru/стилевой-движок-953/). В социальных танцах понятие, которое ему примерно соответствует -- это "база", хотя в "базу" часто включают ещё и уровень выше "движка": умение воспроизводить некоторые простейшие фигуры, набор этих фигур. Но "база" нужна и для воспроизведения сложнейших фигур, она не сводится к простейшим фигурам, так что в социальных танцах понятие "базы" более расплывчатое. Иногда в социальных танцах это называется "принципы ведения", но и тут неточность -- не всё сводится к ведению. UPDATE: вот тут обсуждается понятие "базы" в боксе -- те же проблемы в путанице понятий "набор отдельных движений" и "стилевой движок" (при дополнительной трудности, что "стилем" в боксе называют совсем другое, нежели "стилем MMA" или "стилем танца"): http://shadow-ru.livejournal.com/112812.html

Поговорили о том, как связаны позный бег с позами, разные наборы столбов из цигуна, боевых стоек, поз в танцах -- это всё оказывается одной природы явления, только разная терминология, особенно если учитывать различия статических и динамических "столбов". Про столбы и их роль можно почитать в самых разных местах, например -- http://www.conten.ru/forum/thread180-5.html, http://www.shenfa.ru/forum/topic/18-tekhniki-bednogo-cheloveka/ (а я писал про это неделю назад, http://ailev.livejournal.com/1368928.html).

Повторил свою мысль о том, что является общим для всех самых разных кизомб, у которых "стилевой движок" разный (разные "базы", как сказали бы в кизомбе): из начального единения партнёра и партнёрши, где движения ноль -- просто объятие на месте, хотя и под музыку -- происходит разъединение и соединение самыми разными способами, которые напрягают коннекшн, но не дают ему разорваться. И вот этот запредельный коннекшн, высочайшая степень синхронизации партнёра и партнёрши в импровизации, коннекшн, выходящий за границы одного стиля -- вот он и есть "магия кизомбы". От других танцев тем и отличается, что кизомба вполне может длить коннекшн на танцполе -- если, скажем, из предписанных трёх минимальных треков ты попал на конец DJ-сета аутентики, потом тебе дали музыку урбан киз, а потом и вообще пошла музыка таррашо. Вот супер-пупер пары не потеряют коннекшн во время всех этих пертурбаций. Это типа как танцоры ча-ча-ча вдруг перешли гладко на танго, а затем продолжили бразильской самбой, не прерывая танца и подстраивая стиль под музыку.

Потихоньку складывается общая картина поисходящего с системным фитнесом:
-- уровень собственно фитнеса, как готовность к движению: это прямой позвоночник (например, по методике Ханна), осознанный контроль мускулатуры по телесным "струнам" (на уровне анатомических поездов Майерса). Умение и понимание движения с "минимальным приложением силы", работа с вейвингом/движениями хлыста (например, по Климату и Майеру). А ещё тут ДКВ (привет Бахтиярову и психонетикам, я всегда говорил, что если речь идёт об арене любого сорта, то они рулят): чтобы иметь распределённое внимание по всему собственному телу, телу партнёра (в танце, или партнёра по спаррингу), внимание к окружению (никогда не танцевали урбан киз или танго на вечеринке, где тесновато и требуются глаза на спине?). И тут же НЛП, поскольку передача субъективного опыта -- и эта передача делается словами, и работать приходится не только с сознанием, но и бессознательным, делать то самое "нейролингвистическое программирование".
-- уровень стилевого движка: вот тут разные столбы и тренинг специфических групп глубоких мышц для их готовности к паттернам движения в каком-то стиле. Конечно, это тоже всё требует разных медитаций и фишка в том, чтобы пробовать моделировать разные стили в какой-то одной терминологии, иметь скоростные способы тренировки стиля.
-- уровень координации в рамках стиля: паттерны движений в стиле -- всякие ката или отдельные приёмы, или фишки в кизомбе или танго. Стилевой движок при этом работает ("база есть"), и речь идёт только об его использовании.

Когда я писал про свой год в кизомбе, я именно это деление и использовал -- http://ailev.livejournal.com/1366293.html

Сейчас я просто говорю чуть-чуть в другой терминологии и привожу словарик соответствий похожих понятий из разных областей двигательных/телесных практик. Примерно та же работа, которую я делал для системного мышления, собирая общий рассказ про него из разных стандартов и публичных документов.

Я когда-нибудь об этом напишу подробней, но сначала я бы закончил учебник системного мышления (я на середине четвёртой главы из восьми). Интересно, что даже видеоролики не слишком будут помогать, потому что речь идёт о "внутренних стилях": всё самое интересное происходит в этих стилях в мозгу, а не в теле, поэтому внешне мало что видно -- скажем, стоит человек столбом, и стоит. Вот, например, стояние столбом Максима Осовского в Риме: https://youtu.be/JlNcs4sfuPc. Я некоторые столбы тоже стою, хотя и не из боевых искусств и не статические, а больше одноногие танцевальные динамические (типа удержания равновесия на носочке одной ноги -- но дальше всё как в столбах: основное внимание на то, чтобы снять лишние напряжения больших мышц, а не собственно на удержании равновесия).

Сам я видео про себя пока не снимаю, но присутствующие меня, понятное дело, проверили -- какие у меня изоляции на руки. Нормальные у меня изоляции для всего года занятий ;-)

UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10211060498322426
Более раннее обсуждение ВКонтакте: https://vk.com/wall2449939_1348 (это дискуссия к моим заметкам lytdybr http://ailev.livejournal.com/1368928.html).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments