Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Эссе в курсе системного менеджмента

С шестого потока в Школе системного менеджмента появилась возможность взять менторство, что означает обязательство написать эссе по какому-то своему рабочему (не учебному! не выдуманному "кейсу"!) проекту и получение в ходе его написания обратной связи от ментора (чаще всего меня, но не только). Ментор читает черновики и задаёт вопросы. После вопросов курсанту обычно нужно переосмысливать написанное, присылать новые черновики. Обычно хватает пяти-шести итераций. Обратная связь идёт в письмах, иногда разговариваем полчасика по скайпу, или даже садимся вместе пообедать в дни тренинга.

Многие выпускники Школы и вузовских программ потом мне говорили, что в своей рабочей жизни они постоянно пишут подобные эссе, это для них был очень ценный опыт – любой обзор проекта следует этой логике.

Вот примерный план такого эссе:

1. Презентация системной холархии. Это самая трудная часть: в ней представляется целевая система и говорится, какая использующая система. Обычно прохождение этого пункта занимает больше половины времени подготовки эссе.

2. Краткое описание проекта создания целевой системы, структурированное по всем основным альфам проекта (возможности, стейкхолдеры, определение и воплощение системы, работы, технологии, команда), включая их важнейшие подальфы (потребности, требования, архитектура и что ещё может быть интересно для проекта) – их характеристика, текущее состояние, основные проблемы и рекомендации по их устранению.

Помним при этом, что команда интересует не только на предмет закрываемых ей стейкхолдерских ролей (требуемых компетенций), но и её сотрудничества, распределения полномочий по распоряжению ресурсов. Вначале её нет, в середине она сотрудничает и продуктивна, потом распущена. Как у вас? Помним про лидерство: как у вас с ним?

Работы характеризуются прежде всего тем, как вы ими управляете: список работ тут бесполезен, он же будет меняться каждый день. Материал третьего дня тренинга тут.

Технологии обязательно указывайте как поддерживающие какую-то дисциплину. Не знаете дисциплины? А что тогда поддерживают ваши технологии -- работу по наитию?!

3. Краткая характеристика жизненного цикла целевой системы, выбранного вида жизненного цикла проекта, практик управления жизненным циклом (управление конфигурацией, управление информацией и т.д.). Краткая характеристика используемых практик технологического предпринимательства, системной инженерии, операционного менеджмента. Проблемы, рекомендации по их устранению. Особое внимание должно быть уделено вопросу насколько планы управления работами и финансовые планы отражают архитектуру системы и особенности её жизненного цикла, а также насколько вид жизненного цикла помогает удовлетворить стейкхолдеров.

У нас Школа системного менеджмента, поэтому тут можно ожидать чуть побольше материала, чем по первому или даже второму пункту, и уместно приложить диаграммы Архимейта (т.е. использовать материал пятого и шестого дней тренинга).

Есть ли у вас какая текущая стратегия?

4. Рефлексия: случилась ли метанойя и по каким именно темам, что осталось непонятным в материале курса, какие планы по продолжению образования, пожелания тем курсантам, которые идут следом в новых потоках Школы.

Особое внимание уделяется тому, что в эссе не пересказывается и не цитируется материал тренинга и учебников, в зачёт идёт только приложение материала к реалиям проекта.

Первый тут пункт, который нужно отразить в эссе -- это выбрать свою систему и как-то её назвать. По моему опыту -- это примерно половина работы. Основная ошибка наших курсантов -- они все чуть-чуть начальники, поэтому берут целевые системы трёх десятков проектов, думают про них как один проект и получают три десятка перемешанных холархий, с чем дальше работать невозможно. Нужно, чтобы эссе делалось по одному какому-то проекту, ибо даже "типовой проект" это не "все самые разные проекты, которые у меня бывают, в одном флаконе". Но и при одной внятной холархии на поверку оказывается, что курсанты не проверяют даже того, что холархия даётся на момент эксплуатации (operations) и все отношения в ней "часть-целое".

Эссе может быть презентацией на пару десятков слайдов, текстом на десяток страниц, был вариант почти книжки на шестьдесят страниц. Дело не в объёме текстов и не в длине презентации. Дело в том, чтобы хоть как-то описать все основные альфы проекта и основные подальфы. Один из вариантов эссе закончился тем, что были определены все альфы, кроме альфы "работа". Курсант признал, что у него в проекте бардак, и это не случайно, и он не знает, что делать -- эссе чётко это показало, дало материал для рефлексии. Это и есть задача эссе: применить материал курса к реальной жизни, дать себе честный ответ, чем занимаетесь.

После написания эссе идёт защита: презентация перед выпускниками и преподавателями Школы, при этом получается дополнительный опыт общения на системном языке по поводу своих проектов.

Если курсант затягивет присылку эссе, менторство в какой-то момент сходит на нет неиспользованным, так что тянуть написание эссе не получается. Всё заканчивается в течение месяца после окончания курса.

Конечно, мы в Школе советуем писать эссе вне зависимости от того, взято ли менторство, или нет. Эссе писать полезно, можно обсуждать его с самим собой (рефлексия!), с друзьями, с коллегами по работе, по учебной группе.

На кафедре технологического предпринимательства МФТИ эссе в обязательном порядке пишется дважды и оценка выставяется за него, а не за "знание предмета" (учим-то не умению пересказать учебник или решить учебную задачу): после первого семестра речь идёт просто об описании своего проекта, а вот после второго семестра требуется сделать апдейт этого первого эссе -- применить к материалу проекта изученные практики системной инженерии. Менторами там выступают мои помощники: выпускники-отличники прошлых лет.

UPDATE: почему не будет шаблона для эссе -- https://ailev.livejournal.com/1387943.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments