Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Назад, в образовательные пампасы

Тема упора на знания первобытных людей в образовании (каждый генерал обязан знать всё то, что знают все его солдаты, каждый системный инженер обязан знать всё то, что знают его коллеги на восемь системных уровней ниже, каждый ученик должен знать происходящее на самых нижних системных уровнях, а наверху хоть потоп) всплыла в обсуждении тут: https://www.facebook.com/shperk/posts/10158852738800153?comment_id=10158853252345153&comment_tracking=%7B%22tn%22%3A%22R2%22%7D

Предложение было отправить детишек в скаутский лагерь, чтобы был потом повод пообсуждать полиспасты и температуру плавления. Ох!

"Назад в пампасы", в среду 19 века и тамошние реалии и тамошнюю физику -- портал в прошлое человечество, "пожить, как в прошлом". Это как раз против моих тезисов. Детей нужно отправлять не в дикие места, а наоборот, на какой-то фронтир будущего -- и там как раз не полиспасты обычно, хотя температура плавления иногда бывает.

[а неважно, в пампасы или на фронтир]
-- я ещё раз повторю про зыбкую разницу между содержанием образования и его формой. Для меня скаутский лагерь или фронтир -- не форма, а тоже самое что ни на есть содержание. Когда я разбираюсь с условием задачи про три лампочки накаливания, которую поставил мне учитель, чтобы я понял закон Кирхгофа, то там три пласта:
-- содержанием является "постановка головы в правильном направлении", никто не ожидает обучения именно закону Кирхгофа. В жизни будет ведь всё что угодно, и только 0.0001% учеников реально столкнутся с необходимостью вспомнить этот закон и суметь применить формулы. Так что закон Кирхгофа это к форме образования, а не к его содержанию.
-- содержанием является сам закон Кирхгофа, а задача -- это форма. В жизни лампочки накаливания стремительно изживаются, поэтому изучать что-то на лампочках накаливания бессмысленно, это анахронизм, но как форма пойдёт.
-- содержанием образования является разбирательство с лампочками! Ибо про лампочки мы точно что-то знаем! Этому и учим, это и пригодится!

Вот для меня этот скаутский лагерь -- те самые лампочки накаливания. У меня отрок приехал из лагеря и признался, что вся эта физкультура вокруг природы это отрыв от цивилизации и суета сует, ему было крайне скучно отрабатывать всю эту запрошенную бессмыслицу. Ему бы робота какого, он был бы доволен. Но вместо этого его посадили поближе к дикарям, в ссылку от цивилизации. И он недоволен. И я его понимаю, очень хорошо понимаю, ибо и сам такой.

И кочуют из учебника в учебник задачи про рычажные весы, а тексты из букваря про крестьянское хозяйство с курами и коровами. И скаутские лагеря, как критерий современности. Все привыкли, это для классических педагогов уже невидимо. А мне от этого очень грустно.

-- всё это тема осознанности в воспроизводстве и поддержании архаичности не только содержания, но и формы. А ещё и зыбкости этого разделения на форму и содержание.

Минимальное, что я могу сейчас сделать, это каждые пять минут указывать своему вьюношу на архаичность того, чем ему дают заниматься: что его не жизни учат, а призракам прошлой жизни. Осознанность в этом вопросе актуальности образования, может быть, как-то его спасёт.

Школа -- это портал в прошлое, очень тяжело идти против всей бодро скачущей в пампасы публики, этого массового ракоходного движения через портал. Пампасы в прошлом, зато они понятно где находятся, как их организовать, как там разбить образовательный лагерь. Вот фронтир, он в менее понятных местах, а образование-на-фронтире ещё не придумали, в отличие от образования-в-пампасах.

UPDATE: дискуссия в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10210493722273379
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments