Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Стейкхолдеры портала в прошлое: не "государство", так "общество"

Шперх опять поднимает вопрос обучения письму перьевой ручкой, но в другом заходе: неотъемлемое право определять, как будут учить письму, принадлежит учителю -- https://www.facebook.com/shperk/posts/10158847209965153. Я не сдержался, и опять влез в эту тему школы-как-портала-в-прошлое:

-- А вопрос о том, почему так или иначе решает учитель?! Какие у него основания решать так или иначе, насколько он осознан в своём решении, насколько разбирается в вопросе а насколько просто летит по инерции, задаваемой его учителями и учителями его учителей -- несмотря на то, что мир поменялся, знания о мире поменялись, возможности что-то сделать лучше поменялись? Легко ж проверяется: "на каком языке вести преподавание -- определяет учитель, и только учитель. Решил вести занятия на санскрите, как самом правильном языке, значит так и будет". "Какую идеологию прививать детям -- фашистскую, социалистическую, либертарианскую или текущую пропагандируемую властями -- решает учитель. Что ему в голову тумкнет, то и должно быть". И так далее. Некритичненько как-то, непрофессионально, культ личности, а не культ дела.

-- Напомню предыдущие флеймы про черчение, каллиграфию и прочие допотопные дисциплины из школы-как-портала-в-прошлое: в посте у меня был собран набор ссылок на огромное количество разговоров, в том числе и у Анатолия Шперха тут в фейсбуке -- http://ailev.livejournal.com/1291971.html

[но если родители с учителем согласны?!]
-- Да, я хорошо понимаю, что полно родителей, которые приветствуют всё хорошо знакомое им прошлое -- будут радостно покупать чернильницы в первом классе и готовальни в седьмом. Но меня это печалит.

[учитель -- это доверенное лицо общества]
-- Я полностью принимаю тезис про отделение школы от государства, но вот замена "государства" на "общество" в логическом плане немного даёт -- поминание "народа" прямое (как в случае "общества") или опосредованное чиновниками (как в случае "государства") не позволяет отвечать на вопросы, которые я ставлю. Учитель представитель "общества" не больше и не меньше, чем кто угодно другой -- другой учитель, я, профи-когнитолог, и даже чиновник.

Для меня это ключевой комментарий. Заведомо неуспешный государственный проект ("об государственное проектное управление" -- http://ailev.livejournal.com/1334948.html) может осуществляться и в том случае, если вместо государства мы говорим "общество", и при этом речь идёт даже не о политике и политиках, а об учителях. Дальше так и хочется что-нибудь приписать про разделение учительских властей, сдержки и противовесы в учительских проектах.

А ведь всего этого легко избежать, если говорить не обо всём обществе, а о каком-то конкретном сообществе, частной инициативе, договорных отношениях, а не об "объективном общественном благе".

[чернильницы и перьевые ручки -- это необходимый атрибут одной из самых перспективных педагогик мира, педагогики Евгения Шулешко]
-- Насчёт "перспективных мировых педагогик" -- тысячи их, но у меня сразу нет доверия к педагогике, основанной на чернильницах и ручках. Вы вот говорите про "доверие родителя", так у меня как у родителя просто сразу нет доверия к такой педагогике, я её сразу бы зачислял в бесперспективные. А дальше понятно, флеймы и аргументация защиты хорошо известного старого без разбирательства, что там приходит на смену нового.

В инженерии, кстати, "методологии" (как наборы разных практик, согласованные между собой и достаточные для решения какой-то практической задачи) сейчас в клочья разбиваются -- люди оставили идею осваивать огромные связанные блоки практик, разбивают их на элементы и из разных методологий набирают работающий в их условиях кусочек. Поэтому ссылка на "педагогику" (понимаемую как конкретный метод, набор множества плотно перевязынных между собой практик) сама по себе для меня звучит архаично. Нужно обсуждать отдельные принципы, а не целиком "педагогики", чтобы быть современными.

[что же обсуждаем]
Пока зацепили несколько тезисов:
-- потому что так хочет отдельный учитель. Доверяешь учителю, поверишь и этой идее.
-- потому что наука доказывает, что так лучше. Доверяешь науке, доверишься и этой идее.
-- потому что это как винтик в плотном конгломерате других идей конкретной "именной педагогики", заменишь этот винтик, всё остальное развалится и работать не будет.
-- потому что это заказ от общества, учитель "только выполнял приказ".
-- потому что этого хотят родители, чистый бизнес, что хотят то и получат.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments