Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Доклад "Будущее инженерии" на Атомэкспо-2017

Сегодня выступил с небольшим докладом "Будущее инженерии" на Атомэкспо-2017, http://2017.atomexpo.ru/, в рамках "цифрового" трека. Ничего особо нового для тех, кто читает мой блог, я там не сказал, слайды вот (https://www.slideshare.net/ailev/future-of-engineering):


Из кулуарных разговоров ясно проступала одна тема: есть множество супер-пупер-дупер замечательных клочков технологии. Они в изобилии были представлены на выставке. Есть множество супер-пупер-дупер специалистов, готовых что-нибудь сделать по первому свистку. Нет того, кто в состоянии дать свисток. Когда Пётр Щедровицкий сформулировал проблему десяток лет назад (осень 2007 года), она звучала примерно так: "уже повымерли все, кто понимал, как устроена атомная станция в целом. Сейчас все знают только кусочек. Что делать, как удерживать целое, кто и как собирает работы и знания всех этих разных кусочечных людей, чтобы была работоспособная станция?". Мы побродили по станциям и проектным организациям и поняли: да, диагноз абсолютно верен. Дальше мой ход был -- поглядеть, как это устроено на (многократно проклятом всеми советскими инженерами) Западе. И я там нашёл системную инженерию, которая опиралась для удержания этого целого и борьбы со сложностью этого целого на системное мышление. И дальше десяток лет копал эту тему "объединения труда" (а Пётр продолжал копать тему разделения труда, обратную сторону этой медали).

Так вот, за десяток лет почти ничего в этом направлении удержания целого не изменилось: с одной стороны за счёт использования CAD/CAM/PLM стало чуток полегче, но это просто "совершенствование", некоторое развитие произошло за счёт работ команды НИАЭП в части стройки, то самое Multi-D. Но проблема с удержанием целостности по всему жизненному циклу так особо и не была решена. И все собеседники тут же указывали, что никакой конкуренции в атомной отрасли (наглухо политизированной со всех сторон) нет, вот никто эту проблему и не решает. Всех в отрасли и так неплохо кормят. Впрочем, даже при отсутствии кормёжки ведь тоже ничего не изменится: одни будут делать вид, что платят, а другие будут делать вид, что работают. Не буду выносить сюда разные способы жизни в отрасли, которые позволяют не столько удешевлять и ускорять работы, сколько замедлять и удорожать их -- в них заинтересовано огромное число народу, я и так в отрасли тот самый Левенчук, которым пугают маленьких детей.

То есть дефицит у атомщиков -- это удержание целостности на верхних системных уровнях, даже не борьба со сложностью. Похоже, это для менеджеров системное мышление осваивается для борьбы со сложностью. А для инженеров главный аргумент -- это удержание целостного рассмотрения целевой системы среди хоровода разных инженерных и менеджерских специальностей, завалов инженерной документации разного уровня и назначения.

Вот это -- сформулировать к целому требования, разработать архитектуру и поделить работу на части, не потерять документы и части системы (а только индивидуальных частей атомной станции порядка 10млн., а сколько ещё на них документов и баз данных!), провести испытания, сказать в каком порядке все эти миллионы работ будут проходить (содержательно сказать! план-график проектный менеджер после этого разработает, а вот работы он откуда узнает?!) -- вот это и есть системная инженерия. Этому (написанию требований, разработке архитектуры, проведению испытаний, управлению конфигурацией, управлению жизненным циклом) и нужно учить людей, это и есть работы по удержанию целого, это и есть системная инженерия. А когда всё то же самое происходит по отношению к расширенному предприятию (головная организация и её подрядчики, которые строят и эксплуатируют станцию), то это системный менеджмент.

Ужас текущей ситуации в том, что сам этот жизненный цикл и практики инженерии сейчас проблематизируются приходом технологий искусственного интеллекта. Я об этом подробней говорил на SECR-2016 (http://ailev.livejournal.com/1308520.html), а сейчас этот тезис повторил для атомщиков. Ибо десять лет назад я ходил и рассказывал про классическую системную инженерию, и никакого отклика не получал, и только сейчас меня иногда понимают, а сегодня я уже рассказываю о шаге вперёд, который мировая инженерия сделала с тех пор -- и это представляется чем-то нереально далёким ("космос", как принято говорить у наших менеджеров и инженеров). Я думаю, что содержание моего сегодняшнего доклада тоже станет предметом внимания и хоть каких-то разговоров лет через десять. Я уже привык к этому. Когда я в 1991 году всем рассказывал про интернет, мне тоже никто не верил, что нужно как-то думать на эту тему и что эта штуковина существенно меняет мир.

Но пока даже разговор десятилетней давности, про классическую системную инженерию не проходит, безо всякого машинного обучения и перехода к "сельскохозяйственным" метафорам садовника и лесника вместо метафоры часовщика, как это показано у меня в слайдах.

Вот последняя попытка в фейсбуке поговорить на тему системной инженерии с робототехниками, буквально вчера-позавчера: https://www.facebook.com/alx.kornilov/posts/1916333448578215. Почитайте, очень поучительно. На разговор прибегают айтишники, бизнес-аналитики, железные советские инженеры, все со своими собственными словами и представлениями, и приходится в режиме комментов (или обрывочных разговоров по полчаса-часу каждый, это ж то же самое) рассказывать о том, что такое системная инженерия и системное мышление, как они решают задачи борьбы со сложностью и удержания целого в коллективном инженерном проекте, чем это отличается от того, что делают менеджеры или аналитики, от того, что делают советские инженеры старой школы (а новой школы по факту и нет, впрочем и старая "школа" живёт в устной традиции, передаваясь исключительно от мастера-самородка ученикам-самородкам, так что "школой" это назвать трудно -- принципы её недокументированы и неотчуждены от носителей, идеи не обсуждаются, кроме идеи "нужно быть умным и смекалистым").

Так что одно и то же в робототехнике, атомной промышленности, машиностроении и далее по всем отраслям со всеми остановками, за редкими персональными исключениями. Вот с этими персональными исключениями и работаем.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments