Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

На тринадцатых Лебедевских чтениях

В этом году на 13 лебедевских чтениях (материалы: http://ailev.livejournal.com/1348413.html) я сделал аж два доклада:

1. Безлюдные (дез)организации.

Слайды (https://www.slideshare.net/ailev/ss-76163369):


Видео (33:19 -- 1:09:49): https://vimeo.com/218291695.

Этот доклад я делал по сути в третий раз, первые два были перед сообществом блокчейна (версия на два с половиной часа -- http://ailev.livejournal.com/1329314.html). Доклад был внеплановый, заболел vvagr и я по просьбе Оргкомитета подменил его с докладом на похожую тематику (у Виктора был план доложить "Личность в цифровом мире", обновлённую версию его доклада https://www.slideshare.net/vvagr/ss-75058938 / https://youtu.be/V4l9hADe1e8).

2. Предпринимательство: кейс NVIDIA.

Слайды (https://www.slideshare.net/ailev/nvidia-76162889):


Видео (1:10:01 -- 1:42:02): https://vimeo.com/218291695.

На этот доклад меня раскрутил Оргкомитет: кейс современного крупномасштабного технологического предпринимательства и современные схемы, на которых оно сегодня обсуждается (конечно, в докладе было ещё и замечание, что жизнь богаче любых моделей -- и ни в какие схемы или теории стратегирования не укладывается). Первый же там слайд отсылает к работе Г.Лебедева, который отметился и в машинной графике -- в 1987 году он опубликовал статью с описанием самого быстрого в мире алгоритма стирания невидимых линий.

Сами Чтения прошли выше любых ожиданий, в убийственном сочетании пары ведущих тем:
-- AI и информационные технологии как крупнейшее изменение в системе добровольных обменов: отношения добровольного обмена будут опосредоваться компьютерными агентами разной степени тупости и разной степени лояльности к разным принципалам -- становится сложно описывать получающееся общество, ибо оно становится не совсем человечно по самым разным важным для повседневной жизни аспектам, меняется понятие "человека", "личности", его идентичности, границ, телесности и т.д.. Современное предпринимательство изо всех сил развивает соответствующие технологии, эти изменения идут "бегом".
-- оригинальное понимание либерализма, как решающего проблемы благосостояния (а не свободы!) и собственности. Блок про теорию и практику собственности получился особенно мощным. Часть докладчиков говорила о "контроле" как более базовом праксеологическом понятии, а разговор про "собственность" выводила в тимологию (разве что не "психологию" -- зависящую от человеческих пристрастий, обычаев, оценок, "ненаучную" сферу), а часть настаивала на фокусировании общественной политической дискуссии как раз на вопросах собственности, ибо разговариваем же с живыми людьми -- а для них всё это про "собственность"! Неформальный вывод всех докладов этой серии: нужно вернуться к основаниям либерализма и как-то их переформулировать, в том числе это даст возможность продуктивно выйти в том числе и в политическую действительность. Господа "учёные" и следующие за ними "интеллектуалы" (которые сами идеи не порождают, наукой не занимаются, но с удовольствием порассуждают на предложенные учёными темы и растолкуют их остальным людям, а сегодня ещё и растолкуют их машинам в рамках машинного обучения -- и те поймут!) собрались сделать какой-то шаг, планировали исследования и готовились к предъявлению идей "когда они потребуются". Типа "вот начнёт быстро-быстро всё меняться, тут и мы подоспеем с обновлённым разговором про собственность и контроль".

Это и есть для меня самая интересная интрига момента: одна тусовка собирается пересмотреть некоторый старинный набор идей, почистить его и поблистить, вернуться к основаниям и стать вновь актуальными для общественной жизни, а другая тусовка со страшной силой разваливает привычный мир, в котором эти все рассуждения могли бы быть осмысленными -- ибо человек будет в этом мире уже не совсем человеком (хватит и IoT c робототехникой, персональных и коллективных ассистентов с AI для проблематизации -- даже изменения генетической природы человека, экстракорпорального рождения и бессмертия для обсуждения не нужно), общество и добровольные обмены -- не совсем обществом с классическими добровольными обменами, общественная жизнь совсем другой, нежели её можно сейчас представить. Из человеков и нечеловеков возникают какие-то другие сущности, они начинают проявлять эффекты эмерджентности, на другом системном уровне.

Идеологи считают, что ничего принципиально не поменяется, ибо праксеология верна (как и любая другая аксиоматика), а резко меняющуюся тимологию можно перестроить под нужды момента. А жизнь будет менять эту самую тимологию так, как и в голову сейчас этим праксеологам не приходит -- и с этой тимологией ширнармасс будут "разбираться" (и отнюдь не только изучать!) люди со всей мощью предиктивной аналитики. А предпринимательство с удовольствием предоставит для этого инфраструктуру -- подставьте вместо коммерческой рекламы политическую в текст "Мультипликаторы всё. Остальные на очереди", http://ailev.livejournal.com/1344482.html.

Так что чтения получились -- огонь! Практические, хлёсткие, бодрые, теоретические, проблематизирующие, призывающие к интеллектуальному действию.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments