Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Предпринятие новой штаб-квартиры NVIDIA

Занимался сегодня любимым для системного инженера делом -- бегал по construction site новой штаб-квартиры NVIDIA (http://endeavor.nvidia.com/) в каске:
IMG_20170508_141924_HDR[1]

Здание NVIDIA начали строить в июле 2015 года, а в ноябре 2017 уже будет сдача в эксплуатацию. Оно находится через дорогу от текущей штаб-квартиры NVIDIA, где уже очень тесно. При этом в кулуарах обсуждалось, что компания растёт так быстро, что уже нужно опять начинать строить ещё одно новое здание, ибо текущей новостройки уже будет не хватать: рост пошёл такой быстрый, что строительство за ним не успело, а "пристройки" и "расширения" к текущему проекту невозможны. Сам проект для них амбициозный, его назвали не больше и не меньше, как Endeavor (а я люблю переводить это по-русски как "предприНятие").

Здание всего двухэтажное. Тут две причины: Калифорния сейсмоопасна, и чем ниже здание, тем проще получить разнообразные разрешения на стройку. Так, можно не делать теплоизоляцию металлоконструкций на случай пожара, если здание двухэтажное. Силовые конструкции получаются много дешевле. Но это косвенная причина, вторая. А вот главная и первая -- так это идея-фикс президента NVIDIA о связности всего и вся в open space. В здании будет 2000 работников, которые будут жить в reality show друг для друга, как это заведено в компании и сейчас, но в новом здании эта идея доведена до предела: внутри там очень, очень мало стен и очень много лестниц, соединяющих два этажа друг с другом. И вот третий этаж понижал бы функциональную связность здания -- а два этажа по факту работают как один для всех этих двух тысяч человек (а то и трёх тысяч, если учитывать гостей и проведение разных мероприятий). Хотя там внутри есть и небольшой третий этаж, "мезонин", как его там называют -- где будет бар и библиотека, вот такое странное сочетание.

И от этой идеи связности открытого пространства и пляшет весь проект здания, все проектные решения. Например, главный вход расположен в центре здания, и дальше от него можно идти во все стороны, все точки равноудалены. Вся акустика рассчитана на то, что прямые звуки из других частей здания будут доноситься, а вот отражённых звуков не будет -- и ожидается, что в здании будет тихо и разные группы смогут работать рядом, не мешая друг другу.

Дальше вся журналистская братия долго обсуждала во всех кулуарах -- правда ли, что в этих open space можно работать. Ибо здание представляет собой два этажа размером с небольшой стадион, тесно переплетённых между собой лестницами и накрытых крышей с окошками -- чётко видно, что все стены там только по центру, и этих стен реально немного (и даже боковая стена здания вся из стекла, она зрительно не воспринимается как стена). И большинство из этой журналистской братии приходило к выводу, что "исследования показали, что люди плохо работают в open space, поэтому мода на них уже прошла". Но люди из NVIDIA утверждали, что в самой NVIDIA эта идея вполне работает, и поэтому будет работать и в новом здании, где она просто доведена до крайности. Я их послушал-послушал, и пришёл к следующим мыслям:
-- закрытые пространства обеспечивают отсутствие отвлечений людей и автономизацию каких-то команд. Это резко повышает производительность труда "вкороткую". И резко повышает инерционность этого труда. Если компания делает pivot, то радиус этого поворота (в днях, месяцах и годах) будет много больше, чем в компаниях с open space. Так что "вдлинную" ещё непонятно, выигрышен ли вариант с автономными рабочими местами.
-- компании, которые переживали взрывной рост, были при этом успешны и инновационны, вполне себе выживали с open space -- все эти фейсбуки с гуглями. При этом измерения качества выходящего из программистов кода, относительной производительности программистов и прочие "доказательства" правильности идеи автономных рабочих мест в закрытых пространствах обычно несистемны: замеры идут деятельности одного человека, а не команды и тем более не многих команд одновременно. Это означает, что системные эффекты просто не замеряются, а они наверняка есть (open space именно для этого, для системного эффекта задумывается!).
-- но я помню, как системные инженеры, занимавшиеся collaborative engineering в космическом кластере Сколтеха, жаловались на то, что плохая акустическая изоляция помещений мешает параллельной работе множества команд. И при этом вся эта параллельная работа была опять же "вкороткую", речь не шла о работе "вдлинную".

Так что после знакомства с этим проектом здания NVIDIA я считаю, что вопрос с эффективностью open space остаётся открытым, не всё так очевидно. Ну, и добавляется соображение связности этого пространства: не всё, что организовано как open space можно считать пространствами с большой связностью.

Для того, чтобы спроектировать здание максимальной связности (и поэтому максимальной открытости), в NVIDIA использовали имитационное моделирование и виртуальную реальность -- инструменталный pipeline состоял из
-- Revit (это всё BIM) + 3DX Max (художественные выкладки) от Autodesk
-- Iray от самой NVIDIA, http://www.nvidia.com/object/nvidia-iray.html -- фотореалистичный рендеринг с выходом в виртуальную реальность.

Они там все взахлёб рассказывали про виртуальную реальность, которая делает революцию в архитектуре. Ибо они нашли множество плюх в проекте, которые были связаны с несоответствием того, что видит человек на красиво отрендеренных 2D картинках и что видит человек "изнутри" картинки в 3D. А видит человек с их технологией точного физического рендеринга даже разницу в цветовых температурах освещения с учётом отражений света от поверхностей с разными текстурами -- и все возникающие странные эффекты освещения, все незаметные на картинках углы, которые в жизни будут мешать ходить между двумя дверями по прямой, все они будут видны в 3D виртуальности. Точность моделирования была настолько высока, что они использовали разные виды стёкол, чтобы создать разные настроения в разных зонах здания: где-то стёкла прозрачные для яркого прямого солнечного света (Калифорния! Всегда много солнца!), где-то матовые для рассеянного освещения без теней, где-то чуть фильтровали свет для создания какого-то настроения -- и все эти трюки с освещением проверяли в виртуальной реальности.

В итоге они получили решение весьма энергоэффективного здания, освещающегося главным образом через световые окна в крыше и прозрачные стены по периметру. Никаких солнечных панелей, энергоэффективность распределения естественного света и тепла от Солнца по зданию оказалась выше, чем при использовании солнечных панелей, делающих то же самое, но через конверсии света в электричество.

В проектировании и на стройке не использовалось никакого 4D-моделирования (ведение графика стройки из 3D модели), и там нет никакой PLM, вся работа с данными сидит прямо на Revit. Как сказал менеджер проекта, "здание хотя и большое, получилось очень простым -- поэтому никакого 4D нам не нужно, и мы и так идём с опережением всех графиков и укладываемся в бюджет". Вот что он имел ввиду -- в этом огромном здании этажи выглядят примерно так:
IMG_20170508_143252_HDR[1]
Действительно, строительно это не слишком сложно, сложно было только в проектировании: освещение, акустика, связность в перемещениях по зданию.

Ещё впечатляет огромная столовая, которая тоже открыта со всех сторон (и может выдать 3000 порций в день), по масштабу это напоминало фудкорты в мегамоллах. Мне вспомнилось, что в РАО "ЕЭС России" тоже была столовая с буфетом, и там была эдакий коммуникационный хаб: люди туда отнюдь не только есть приходили, но и культурно пить чай -- каждый столик в этой столовой работал не хуже какой переговорной, и это было очень эффективно. Если менеджеры NVIDIA хотят поднять уровень коммуникации внутри компании, то такая столовая верный способ достижения этой цели. Впрочем, там предусмотрена ещё зона чая-кофе и ещё бар в "мезонине", есть где обкоммуницироваться по самое не балуйся.

Ещё бросилось в глаза, что я бродил там в составе "прессы" -- но с реальными фотоаппаратами была буквально пара человек. Остальные пользовались смартфонами. Некоторые пользовались очень навороченными держалками для смартфонов -- со стабилизаторами движения, противовесами, рукоятками для удобного хвата, торчащими в разные стороны микрофонами. И всё это вокруг крошечной по масштабам всей конструкции тоненькой пластинки самого смартфона. Я со своим телефоном ничем от этой "прессы" не отличался.

В это время на самой конференции шло множество сессий по искусственному интеллекту, разгону баз данных и т.д.. Но вот организаторы поездки сочли, что экскурсия по новой штаб-квартире важней этого всего. И то верно: все эти доклады на конференции будут выложены в Сеть, и с ними можно будет при желании ознакомиться в любой момент, но вот погулять по construction site в каске доводится не так часто.

UPDATE: дискуссия в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10210119905088183
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments