Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

lytdybr

Валерий Веряскин написал фонограмму на слова первых трёх пунктов резюме к моему посту про танцевальное мышление и его развитие, вот: https://www.dropbox.com/s/t3av2yybeezx3rj/concerns.mp3?dl=0. Я честно использовал эту фонограмму по прямому назначению: станцевал под неё какую-то дабстеп-импровизацию. Вообще, пост этот (http://ailev.livejournal.com/1332624.html) породил большую теоретическую дискуссию в неожиданном месте: https://www.facebook.com/alexandra.vilvovskaya/posts/10154668226083705 (и там найдите большой мой коммент с дополнительными разъяснениями и ссылками и ещё десяток комментов по мелочи -- типа "чем кизомба не танго" плюс дискуссию про embodiment и приложение к этой дискуссии в https://www.facebook.com/kapterev/posts/10210920076051826). А ещё вот тут комменты про танцы, нейронные сети, "интерпретируемость" и системный подход -- https://www.facebook.com/alexander.girshon/posts/1640359375980662

Анатолий Шперх интересуется, как бы попроще деткам объяснить про шестерёнки и эвольвенты -- https://www.facebook.com/shperk/posts/10158257461350153. Ему Александр Окулевич там возразил, что зубчатые передачи стремительно отходят на задний план -- больше используется прямой безредукторный привод, а дальше будут искусственные мышцы. Я же просто повторил свой давний тезис, что школа это портал в прошлое, и куда ни ткнёшь, попадаешь только в музей. Увы, и современные мастерилки тоже учат самой заре инженерии. Поставленная Анатолием Шперхом задача тем самым по факту про способы упрощения в объяснении давно ненужного. Так, про метаматериалы и их сложность, важность и разнообразие объяснений нет и не будет, а про шестерёнки -- вот оно, в подробностях. Вот, например, мастерилка для современного привода, но никто почему-то не думает, как упростить её изложение и приспособить сам протокол изготовления для школы: http://engineering.illinois.edu/news/article/21291 (вышла статья в Nature, в которой приведены подробные инструкции как вырастить в пробирке мышцу и сделать из неё биобот -- передвигающуюся миниатюрную платформу).

Удивительно, какие у разных людей возникают проблемы при попытке выделить холархии, отследить отношения "часть-целое" даже для более-менее знакомой предметной области. Сложности возникают у большинства моих клиентов, курсантов, студентов. Ну, и у меня самого тоже, я ж не ясновидящий. Зато потом после правильного выделения всё получается легко: и стейкхолдеры становятся ясны (они ж разные для разных уровней системы), и структурирование проектной документации (поскольку каждый документ описывает какую-то систему, и во внятно сделанной холархии сразу понятно, какую именно систему), и построение плана-графика (ибо он по сегодняшней норме строится на основе структуры изделия/инженерного объекта). Конечно, если встречается какой-то объект типа "танец", или какой-то софт "в облаках", то всё сразу немного усложняется. Абсолютно не зря я выделил "как найти свою систему среди чужих" в отдельную большую тему и трачу на неё не меньше чем полный тренинговый день. Ибо если не знаешь, с какой именно системой работаешь, никакое дальнейшее хитромудрое системное рассуждение тебе не поможет -- для корабля, не знающего куда плывёт, любой ветер не будет попутным. Каждый раз, когда пытаешься выправить ошибки в чьей-то рабочей холархии, поставить её под контроль конфигурации -- каждый раз происходит сильное продвижение понимания у клиента, продвижение проекта. Системный подход и впрямь крутой способ бороться со сложностью окружающего мира, способ обращать внимание на главное, тратить на это главное много времени, и по возможности уходить от бесплодного обсуждения деталей. И это ещё до всякой "мультидисциплинарности", до всякого "жизненного цикла". Просто выбрать фигуру из окружающего пёстрого фона, выбрать систему в её системом окружении, заякориться своим мышлением в физическом мире -- чтобы потом не сносило, и чтобы появился шанс договориться с другими, шанс создать успешную систему.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments