Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Магистерская программа технологического предпринимательства

Вот мои намётки по двухлетней магистерской программе технологического предпринимательства. В ней 12 семестровых курсов (стандартный объём для магистерской программы):

1. Системное мышление – тот же семестровый курс, который я сейчас читаю (слайды и задачи предыдущей версии см. в http://system-school.ru/wp-content/uploads/2016/11/system_thinking_11nov2016.pdf, методические заметки по преподаванию в http://incose-ru.livejournal.com/57945.html).

2. Экономика (по материалам австрийской школы экономики – с упором на предпринимательство). Материалы для курса в избытке можно найти тут: https://sotsium.ru/ (и немножко тут: http://libertarium.ru). И тут же финансы (см. обсуждение в https://www.facebook.com/ixtosima/posts/1293679414048999).

3. Практики личной эффективности (например, по мотивам джедайских техник пустого инбокса Максима Дорофеева, https://youtu.be/jt3_sq8LQYM, https://youtu.be/7oOI6H-Fz1I).

4. Практики системной инженерии (обзорный курс) – это второй семестр нынешнего курса. Краткое знакомство с практиками инженерии требований, инженерии системной архитектуры, проверки и приёмки, управления конфигурацией. Подробней раскрыто как А) 3-6 в http://ailev.livejournal.com/1232632.html. Вячеслав Чикин как то сказал: "если человек встал на предпринимательскую и менеджерскую дорожку, то курс в ВУЗе -- это, возможно, последний его шанс узнать, чем занимаются инженеры, что у них в голове".

5. Системный менеджмент -- мышление менеджера, это примерно материал курса системного менеджмента Б) 3-4 из http://ailev.livejournal.com/1232632.html, там как раз про управление проектами, процессами, кейсами, а также про совершенствование и развитие (циклы Дёминга, Бойда, непрерывного совершенствования и т.д.).

6. Практики операционного менеджмента -- я бы за основу брал растолковывание принципов разработки по Дональду Райнетсену (FLOW -- Second Generation Lean Product Development) http://www.leanproductflow.com/wp-content/uploads/2013/02/ReinertsenFLOWChap1.pdf, может быть добавил ещё кусочки из TameFlow -- https://www.amazon.com/Hyper-Productive-Knowledge-Work-Performance-Hyper-Productivity/dp/160427106X.

7. Инженерия требований – важно тут соблюсти это разделение потребности-требования-ограничения, а в целом что-то типа MBRD Яна Александера (Model-Based Requirements Discovery), http://www.scenarioplus.org.uk/papers/mbrd/mbrd_rus.PDF. Впрочем, тут много всего разного нужно, всё пойдёт в дело -- и см. последние тренды в http://incose-ru.livejournal.com/53170.html. Изо всех инженерных дисциплин предпринимателю нужно работать больше всего с инженерией требований, частично заходя на территорию concept design (обсуждение этого вопроса в конце поста http://ailev.livejournal.com/1160014.html). Не исключается и вариант, что практику инженерии требований нужно просто брать из ТРИЗ+ (в ТРИЗ 1985 года выпуска инженерии требований нет, но с тех пор много чего было придумано нового).

8. Стратегирование («проектное предложение», только не «разовое предложение для доклада потенциальному инвестору» в виде огромного текста с парой сотен картинок и пяти слайдов для трёхминутной презентации этого текста). Нет, тут всё должно быть lean. Вот просто взять книжку Эрика Риса про и честно её проработать, там изложен инженерный подход к стратегированию: http://ailev.livejournal.com/1193305.html. И проработать lean canvas -- https://leanstack.com/lean-canvas/. То есть подробный заход в теорию и практики, поминаемые в Б) 6 из http://ailev.livejournal.com/1232632.html

9. Искусственный интеллект и машинное обучение (обзорный курс для нематематиков, «чтобы было» -- основные парадигмы). Даже не буду объяснять, почему технологическим предпринимателям это сегодня нужно.

10. Анализ данных (математика, в том числе байесовская статистика. Иначе никакого data-driven не будет, будут только разговоры об этом).

11. Мастерство презентации полсеместра, визуализация данных полсеместра. Коммуникация -- это для техпредпринимателя важно.

12. Лидерство («катализация сотрудничества») полсеместра -- можно двигаться в направлении доработки материала http://system-school.ru/metodologitcheskiy-sovet-zasedanie-v11/ и полсеместра конфликтология.

Большой рабочий (не учебный) проект я даже не обсуждаю, он должен быть.

Всякие «логические основы для рационального мышления» (http://ailev.livejournal.com/1311261.html) и прочие пререквизиты я оставил за бортом. Это нужно бакалаврам давать, магистрам уже поздно.

За скобками я также оставляю вопрос, что это такое -- технологическое предпринимательство, но можете пробежаться по ссылкам:
-- схема организации предпринимательства (http://ailev.livejournal.com/1289942.html)
-- чем отличается technology management от инженерного менеджмента (http://ailev.livejournal.com/1160014.html -- "Технологический и инженерный менеджменты, образовательный салат и системноменеджерское мышление") и как он связан с инженерией.
-- бывает ли нетехнологическое предпринимательство (https://www.facebook.com/stervina/posts/1418488658181207).


UPDATE: обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10209352349219766
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments