Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Важнейшие навыки танцора

Наткнулся на видео Александра "Дракона" Кускова, где высказывается близкое к моему мнение о необходимых навыках танцора --https://youtu.be/_OMctTXr5Cw.

1. Body control -- изоляция (скажем, прохождение гребня волны по неподвижному в остальном телу), фиксация (например, dimestopping)
2. Пластика и растяжка (возможность двигаться амплитудно и воздушно)
3. Танцевать "от музыки": энергия от музыки
4. Speed control сделать музыку зримой (в кизомбе это называют musicality)
5. Принципы исполнения: основные идеи танца (как в кизомбе основная идея это соединение-разъединение пары без потери connection, так в вейвинге -- это управлять вниманием к телу)
6. Импровизация: комбинаторика, работа с пространством, учиться импровизировать простыми движениями
7. Навык базовой энергетики, когда танцуешь "изнутри" а не просто "двигаешься на публику"
8. Умение передавать идею, когда танцуешь (насыщать форму танца своим разумом).

Да, я когда-то говорил своим ученикам: вы можете беспорядочно двигать не в музыку руками, корпусом и ногами -- но если вы добьётесь того, что у вас хотя бы голова (а лучше -- голова с плечами) будут при этом неподвижны относительно пола, то у зрителей будет полное впечатление, что у вас не неумелые конвульсии, а просто такой танец. И у тех, кто понимал, о чём я таком говорю, всё получалось в разы быстрее чем у тех, кто не понимал.

Так что я в августе начал восстановление своих навыков танцора прежде всего с body control -- у меня ведь за прошедшие тридцать лет нетанцевания полностью пропала изоляция и фиксация. Когда-то body control у меня был вполне на уровне (я ведь в молодости танцевал стиль robot, и неплохо!), то изоляцию я восстановил более-менее быстро.

Конечно, без body control никакого базового шага в той же кизомбе не получится. В кизомбе тело должно "плыть" с постоянной скоростью, партнёрша ведётся рамкой -- и эту "рамку" (рабочая зона между рукой и корпусом) нужно надёжно изолировать от всех остальных движений, прежде всего движений ног и головы. Вот этому я и уделил некоторое внимание -- и всем мои успехи в кизомбе (а мне уже иногда удаётся отправить партнёрш в транс на тренировках) можно объяснить исключительно этим. Но вот с фиксацией, dimestopping -- тут пока огромные проблемы, тело не слушается. Вот, поглядите на то, как происходит фиксация в urban kiz -- партнёры постоянно замирают не хуже, чем исполнители стиля robot, только делают это ещё и в паре, абсолютно синхронно, не теряя connection, танцуют ДжоДжо и Микаэла: https://youtu.be/Q6U4hvpTFoE. Вот этих dime stop (мгновенных замираний на полной скорости) я пока делать не могу -- навык потихоньку вспоминается, но не быстро и не полностью. Ну, и пластика с растяжкой у меня уже вряд ли в мои 58 лет будет хоть на каком-то уровне -- хотя в кизомбе и это нужно: корпус там регулярно скручивается будь здоров, да и для футворка пластика нужна в количестве.

А дальше? А дальше на базе этих навыков, конечно, нужно было учить базу, чем я честно и занимался четыре месяца -- ровно в меру восстановления навыка body control и какого-то продвижения в пластике. Со всем остальным у меня, конечно, сильно полегче.
* * *
Кто дочитал до этого места -- бонус про ребиту. Ребита (она же массемба) это предшественница сембы, которая мама кизомбы. Я писал про ребиту в "откуда есть пошла кизомба" (http://ailev.livejournal.com/1319839.html):
Ребита -- танец шуток и приколов, на базе секса. Как политкорректно пишут в англоязычных источниках, Known as umbigada, or “belly-bumping” in Portuguese, the dance is characterized by a hip thrust meant to mimic the act of procreation. Но секс тут социальный, как у бонобо -- основа для душевного времяпрепровождения, шуток и релакса. Поглядите на видео ребиты/массембы и у вас не будет вопросов: https://www.youtube.com/watch?v=lKEySRc4-1k (вот они же, но менее резко и более откровенно и длинно -- https://www.youtube.com/watch?v=YVAfWS9ADgE), вот тут тоже довольно откровенно к концу танца: https://www.youtube.com/watch?v=NhVo8lqY_AM, да и тут тоже: https://www.youtube.com/watch?v=URduBrGNxFc, а вот тут наоборот, парадно и пристойно по-карнавальному: https://www.youtube.com/watch?v=bpxONil9_mM и https://www.youtube.com/watch?v=Bzbe7BrtwwA.

Или вот: https://www.youtube.com/watch?v=CAUbepspo80 -- это, кстати, Бразилия. В Бразилии можно найти ребиту/массембу ещё и по имени Batuque de Umbigada -- https://www.youtube.com/watch?v=8M3BNcQnZsU, https://www.youtube.com/watch?v=Havd6FL0sdQ. Но ритмы уже расходятся, музыка другая. И инструменты путаются: диканзу называют реку-реку (https://vk.com/wall-6772219_2313).
В конце января ребиту поставили в России -- в Санкт-Петербурге (https://vk.com/video175030_456239031):
Как всегда в таких случаях, немедленно поступило замечание от ревнителя традиций Pedro Salakiako (https://vk.com/wall304031058_3134?reply=3138): "Конечно весело , ребята постарались , но по нашей традиции девушка никогда не дает и не отвечает в момент массемба - ребита делает это мужчина ))) И звук который издается в момент массемба идет не от прикосновения корпусом ,а именно удара ноги акцентом в пол. В прочем у нас тоже есть ангольское молодое поколение ,те кто танцует не правильно , поэтому люди думают что это секс и шутка , хотя это не так , так что это и наша вина...".

Моё мнение тут такое: если хочется, чтобы танец жил, его нужно модифицировать. Шоу-номер явно не имел целью достичь музейной достоверности. Что же касается музейной достоверности, то наверняка и в Анголе в разных местах массемба была совсем разной -- и разные "молодые поколения", конечно, абсолютно по-разному понимали (и ещё неоднократно будут понимать) эту традицию. Язык живёт и меняется, диалекты в нём всегда есть, и если вдруг язык окостенеет (как, скажем, древнегреческий или латынь), то это уже post mortem. К танцам это всё относится в полной мере. Пока ребиту танцуют, адаптируют её к современности (например, как в обсуждаемой постановке смешивают с кизомбой -- минуя даже промежуточную сембу), танец живёт. Вот, и в России уже живёт. И шутки из него живут, в том числе та самая semba/umbigada/удар животом. Поглядите, в ролике urban kiz ДжоДжо и Микаэлы есть такой момент -- и даже за кадром в этот момент раздаётся хихиканье кого-то из публики, это ж все танцы одного культурного корня, хотя и разные до неузнаваемости!

Pedro Salaiiako, конечно, "хранитель традиции" и "за правильные традиционные имена". Я ему оставил коммент на этот счёт: https://vk.com/wall216279468_390. Я просто предложил смириться с тем, что слово "кизомба" сегодня означает много чего, кроме traditional kizomba. Ну, значит желающим указать на traditional kizomba нужно произносить два слова (traditional kizomba), а не всем остальным употребляющим это слово людям отказываться от использования слова kizobma. Как только значение этого слова перестанет меняться -- всё, танцу пора в музей мёртвых танцев. А пока нет, танец жив и его танцуют для удовольствия, а не для сохранения традиции.

UPDATE: оказывается, Pedro не только дискутирует, но и просто удаляет комментарии, которые ему не нравятся. Вот мой комментарий, который он удалил из треда, поэтому его последний ответ даже не очень понятен:
1. Технический прогресс и танец тут не при чём, речь идёт о терминологии, законах языка — они одинаковы везде, хоть про спорт если говорить (скажем, футбол в Европе и США — это совсем разные футболы), хоть про технику, хоть про танцы, хоть про кулинарию. Спор не о том, кизомба ли urban kiz, или не кизомба. Спор о том, как это всё называть. По-моему, нет проблемы: математики не путаются, когда называют "геометрия" или "логика" все варианты геометрий или логик, и когда имеется ввиду геометрия Римана или какой-то вариант темпоральной логики. Непонятно, почему в танце такой подход смущает.

Есть другой подход, "копирайтный" — когда фирма Ксерокс ругается, что кто-то говорит "у меня ксерокс типа кэнон". Но повторюсь: язык развивается по своим законам, и всё что тут можно делать — это просвещать. Люди не перестанут называть копиры ксероксами оттого, что торговая марка принадлежит какой-то фирме. В случае же танцев и их названий само понятие "принадлежности" размывается.

Мне кажется, что особой проблемы тут нет, если заниматься просвещением — как про ксерокс и кэнон можно рассказать людям, откуда взялись эти слова, и что они означали раньше и как их используют теперь, так и про танец можно сделать то же самое. Да, на русском языке про историю кизомбы и сембы информации немного. Я, например, постарался сделать свой вклад в это просвещение:
http://ailev.livejournal.com/1319839.html

2. Я раньше за страницей не следил, нашёл её только несколько дней назад. Теперь буду следить
* * *
Заодно выяснил, что Pedro Salakiako преподаёт сембу в двух минутах ходьбы от моего дома, и ровно в том же зале, в котором я занимаюсь кизомбой, просто по другим дням -- https://vk.com/club116766661. Аж зазудело пойти ещё и на сембу: музыка сембы мне кажется много поприятней музыки кизомбы (она много меньше отдаёт попсой, ближе к world music), а сам танец весёлый -- и этим всё сказано. Но: 1. где ж на всё это время брать? 2. семба требует нешуточных физических возможностей. А я явно не спортсмен.

Смотреть и слушать сембу в количестве можно в https://vk.com/gingaa
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments
Что значит "в транс"?
Транс -- это изменённое состояние сознания. См. подробней в http://ailev.livejournal.com/1312598.html и http://ailev.livejournal.com/1315064.html
Кизомбовский коннекшн достигается НЛПшной подстройкой/раппортом?
Типа от подстройки в транс и впадают.
У меня подстройка не получалась, пока не стал заниматься разными видами массажа - там очень быстро стал получаться вход в "состояние пустоты" и подстройка к партнеру. Ну и при подстройке руки типа сами знают что делать, на то она и подстройка.

Так что могу предположить, что в случае кизомбы прокатит аналогичный подход :).
Может даже как-нить поробую, а то уже много лет не занимался танцами :). А Вы все про кизомбу, да про кизомбу :)
Кизомба это такой особенный танец оказался. В раздевалке подслушал разговор: "-- ты ж вроде как ещё сальсой и бачатой занимался? -- ну, я их по факту бросил, ибо кизомба полностью удовлетворяет все мои танцевальные потребности, и с запасом!".

Но сразу предупреждаю: первые три месяца внутренним состоянием будет бешенство -- ибо выглядит это всё сверхпросто, как топотушки-обнимашки, но на поверку оказывается ни разу не просто. Ну, и это не сольный танец, так что от партнёрш зависит чуть более чем всё. Потом бешенство проходит, смиряешься просто )))
С музыкой все сложнее. Наш мозг может по-разному "собрать" музыку из одного и того же исполнения, в зависимости от настроения и контекста. Танец дает и настроение и контекст, поэтому музыка с танцем и без танца звучит по-разному.

Так что лучше говорить о взаимодействии танца и музыки: они влияют друг на друга, обмениваются друг с другом энергиями. Танец - это как еще одна музыкальная линия. С такой установкой танец становится гораздо более заразительным - проверял лично.
Это да. Причём партнёрша открыто сравнивается с ещё одним музыкальным инструментом -- на ней нужно успевать играть. Ну, и сам ты тоже что-то делаешь. И ещё непрерывно меняется окружение (если ты на вечеринке, то пары выскакивают натебя из ниоткуда, постоянно, и нужно успевать сообразить, как в них всех не врезаться -- это требует перепланировать танец постоянно, прямо на ходу).
Мне удобнее думать, что я с партнершей - это единая система для всего остального мира, соответственно, мы выступаем в роли единого музыкального инструмента. У нашей системы четыре ноги, четыре руки, и всего остального по паре. Это необычный взгляд на пару, но мозг со временем привыкает и даже осознает преимущества: на четырех ногах на самом деле удобнее танцевать, чем на двух.

Сложнее всего далось совмещение активностей моей и партнерши. У меня есть идеи, как продолжать танец, и у нее есть тоже идеи, причем другие. Полностью подчинять партнершу нельзя, т.к. существует "рынок" партнерш и она в следующий раз просто не пойдет с тобой танцевать, неинтересно. Пришлось разделять творческие функции, у меня вроде получилось довольно эффективно, хотя валидация этого разделения еще продолжается.

В танце вообще остро ощущается дефицит внимания. Хочется и за ногами следить, и за положением тела, и за партнершей, и за окружением. Поэтому я иногда думаю о танце и как об инвестиции своего внимания в самые критические точки. В остальном полагаюсь на мозговую нейросеть, причем она на удивление хорошо справляется. Так, за окружением я уже почти не слежу, все это на подсознанке отрабатывается. Добился этого просто - начал думать, что я танцую вместе со всеми в зале единый танец. через пару дней мозг привык, теперь мне в пустом и в переполненном зале почти одинаково комфортно.

Ну и сознательное перепланирование танца мне кажется жутким растранжириванием внимания. У меня есть надежное краткосрочное планирование (буквально на один-два такта) и подчиненное ему среднесрочное прогнозирование для понимания рисков и возможностей.
Я про "четырёхногого зверя" писал подробно в http://ailev.livejournal.com/1315064.html
Тут есть ещё мелочи -- например, кизомба это не внешний танец, он не "для всего остального мира", он по идее делается для себя и партнёрши. И у партнёра целью является транс партнёрши -- это входит в гендерное разделение ролей в танце, это часто явно проговаривается в разговорах между партнёрами. То есть можно считать, что партнёрша твоё экзотело, но вместе с тем она и явный стейкхолдер со своими интересами.

В системах с людьми всегда так, всё сложно )))
"Дракон" выделил body control и пластику+растяжку в 2 разных пункта, но я бы сказал что это один пункт. Если нет растяжки, то body control ограничен - типа хочешь подвинуть ногу, а связки/сухожилия не дают, хочешь подвинуть шею, а остеохондрозы мешают (это просто больно).

Фиксация весьма полезна для развития пластики - это по сути концентрация напряжения определенных мышц (желательно, расслабив все остальные).
Это сложно, ибо больно :) - помимо напряжения мышц, растягиваются сухожилия, видимо, идет нагрузка на суставы.
Я лично следую такому принципу: в конце любого движения, нужно поставить "точку" - имеется в виду, усилить напряжение мышц до максимума.
Ну типа делаешь батман, а в конце напрягаешь четырехглавые, икру, нижнюю поверхность стопы до максимума.
Если делать правильно, то это банально больно. Проблема в том, что само движение тоже по идее надо делать напрягая определенные группы мышц, причем сильно.
Это тоже банально больно и трудно, и еще в конце усилить все это до максимума :).
Но какой-то результат на следующий день наблюдается. В целом конечно, серьезная танцорская подготовка - это ужас и кошмар :). В смысле, трудно и больно. Я лично себя не способен так мучать, только под руководством опытного хореографа.
Ну да, трудно и больно. Только есть дверазные техники -- при popping действительно сильно напрягаются все мышцы (и поэтому предупреждение идёт сразу: что мышцы будут болеть некоторое время, пока не натренируются), а при dime stopping -- наоборот, усилие должно быть очень точным, чтобы не было дополнительного дрожания в точке останова. Мышцы не болят, но чёрта с два сделаешь. Я раньше делал свободно, а вот сейчас у меня с этим dime stopping проблемы -- по идее в urban kiz каждое движение нужно заканчивать "точкой", то есть железно контролировать позу (например, касание бедром партнёрши, параллельность плеч в паре и т.д. -- всё относительно партнёрши успевать ставить) и в этой позе успевать замереть, чтобы не выскочить из музыки. Нереально трудно.

А крутые партнёры ещё ухитряются ногами подталкивать на полном ходу ноги партнёрши -- то есть успевать определить, где эта нога, подтолкнуть её мягко носочком на уровне икры и красиво при этом зафиксироваться. Нереальная сложность. Но я это не только в роликах видел, но и в жизни на вечеринках.

avlasov

January 7 2017, 11:11:31 UTC 6 months ago Edited:  January 7 2017, 11:12:46 UTC

В моем представлении, на тренировке, движения нужно делать как в стиле popping, так и в dime stopping - точнее, в требуемом для конкретного танца стиле, но обычно это более плавное, дозированное и проч :).
Popping-стайл выполняет задачу укрепления мышц, суставов, сухожилий - и способности нервной системы выдавать нужные нервные импульсы, т.е. как раз развивает body control.
Выглядит это обычно "некрасиво" и "дерганно", преподы "ругаются" :). Чтобы они не "беспокоились", я "под музыку" делаю более плавно.
Вобщем, в моем представлении суровый, до боли, popping отностильно быстро дает хороший body control.
Чтобы не привыкнуть работать только в стиле popping, разумеется, нужно сопровождать исполнением в нужном стиле, темпе и проч.

Кстати, тут можно провести connection к neural nets :). Моя теория в том, что при popping более сильные нервные импульсы (выше частота пульсации) и это выступает в качестве более мощного обучающего сигнала. Что сокращает время обучения - т.е. под действием более сильного сигнала, состояние весов нейросети быстрее смещается в нужную сторону.
Ну т.е. это такой аналог learning rate :), Причем переборщить тут трудно, ибо будет больно. Но возможно - говорят, атлеты способны повредить связки/суставы сильным напряженим мышц, поэтому им типа с popping рекомендуется осторжнее быть.
Про Вашу "неподвижную голову и плечи" я помню :). Хотя я бы обобщил до изоляции вообще - а то, оно конечно все замечательно, но все же несколько ограниченно :).
Мышц много, "изоляция вообще" -- можно всю жизнь над этим работать )))