Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Важнейшие навыки танцора

Наткнулся на видео Александра "Дракона" Кускова, где высказывается близкое к моему мнение о необходимых навыках танцора --https://youtu.be/_OMctTXr5Cw.

1. Body control -- изоляция (скажем, прохождение гребня волны по неподвижному в остальном телу), фиксация (например, dimestopping)
2. Пластика и растяжка (возможность двигаться амплитудно и воздушно)
3. Танцевать "от музыки": энергия от музыки
4. Speed control сделать музыку зримой (в кизомбе это называют musicality)
5. Принципы исполнения: основные идеи танца (как в кизомбе основная идея это соединение-разъединение пары без потери connection, так в вейвинге -- это управлять вниманием к телу)
6. Импровизация: комбинаторика, работа с пространством, учиться импровизировать простыми движениями
7. Навык базовой энергетики, когда танцуешь "изнутри" а не просто "двигаешься на публику"
8. Умение передавать идею, когда танцуешь (насыщать форму танца своим разумом).

Да, я когда-то говорил своим ученикам: вы можете беспорядочно двигать не в музыку руками, корпусом и ногами -- но если вы добьётесь того, что у вас хотя бы голова (а лучше -- голова с плечами) будут при этом неподвижны относительно пола, то у зрителей будет полное впечатление, что у вас не неумелые конвульсии, а просто такой танец. И у тех, кто понимал, о чём я таком говорю, всё получалось в разы быстрее чем у тех, кто не понимал.

Так что я в августе начал восстановление своих навыков танцора прежде всего с body control -- у меня ведь за прошедшие тридцать лет нетанцевания полностью пропала изоляция и фиксация. Когда-то body control у меня был вполне на уровне (я ведь в молодости танцевал стиль robot, и неплохо!), то изоляцию я восстановил более-менее быстро.

Конечно, без body control никакого базового шага в той же кизомбе не получится. В кизомбе тело должно "плыть" с постоянной скоростью, партнёрша ведётся рамкой -- и эту "рамку" (рабочая зона между рукой и корпусом) нужно надёжно изолировать от всех остальных движений, прежде всего движений ног и головы. Вот этому я и уделил некоторое внимание -- и всем мои успехи в кизомбе (а мне уже иногда удаётся отправить партнёрш в транс на тренировках) можно объяснить исключительно этим. Но вот с фиксацией, dimestopping -- тут пока огромные проблемы, тело не слушается. Вот, поглядите на то, как происходит фиксация в urban kiz -- партнёры постоянно замирают не хуже, чем исполнители стиля robot, только делают это ещё и в паре, абсолютно синхронно, не теряя connection, танцуют ДжоДжо и Микаэла: https://youtu.be/Q6U4hvpTFoE. Вот этих dime stop (мгновенных замираний на полной скорости) я пока делать не могу -- навык потихоньку вспоминается, но не быстро и не полностью. Ну, и пластика с растяжкой у меня уже вряд ли в мои 58 лет будет хоть на каком-то уровне -- хотя в кизомбе и это нужно: корпус там регулярно скручивается будь здоров, да и для футворка пластика нужна в количестве.

А дальше? А дальше на базе этих навыков, конечно, нужно было учить базу, чем я честно и занимался четыре месяца -- ровно в меру восстановления навыка body control и какого-то продвижения в пластике. Со всем остальным у меня, конечно, сильно полегче.
* * *
Кто дочитал до этого места -- бонус про ребиту. Ребита (она же массемба) это предшественница сембы, которая мама кизомбы. Я писал про ребиту в "откуда есть пошла кизомба" (http://ailev.livejournal.com/1319839.html):
Ребита -- танец шуток и приколов, на базе секса. Как политкорректно пишут в англоязычных источниках, Known as umbigada, or “belly-bumping” in Portuguese, the dance is characterized by a hip thrust meant to mimic the act of procreation. Но секс тут социальный, как у бонобо -- основа для душевного времяпрепровождения, шуток и релакса. Поглядите на видео ребиты/массембы и у вас не будет вопросов: https://www.youtube.com/watch?v=lKEySRc4-1k (вот они же, но менее резко и более откровенно и длинно -- https://www.youtube.com/watch?v=YVAfWS9ADgE), вот тут тоже довольно откровенно к концу танца: https://www.youtube.com/watch?v=NhVo8lqY_AM, да и тут тоже: https://www.youtube.com/watch?v=URduBrGNxFc, а вот тут наоборот, парадно и пристойно по-карнавальному: https://www.youtube.com/watch?v=bpxONil9_mM и https://www.youtube.com/watch?v=Bzbe7BrtwwA.

Или вот: https://www.youtube.com/watch?v=CAUbepspo80 -- это, кстати, Бразилия. В Бразилии можно найти ребиту/массембу ещё и по имени Batuque de Umbigada -- https://www.youtube.com/watch?v=8M3BNcQnZsU, https://www.youtube.com/watch?v=Havd6FL0sdQ. Но ритмы уже расходятся, музыка другая. И инструменты путаются: диканзу называют реку-реку (https://vk.com/wall-6772219_2313).
В конце января ребиту поставили в России -- в Санкт-Петербурге (https://vk.com/video175030_456239031):
Как всегда в таких случаях, немедленно поступило замечание от ревнителя традиций Pedro Salakiako (https://vk.com/wall304031058_3134?reply=3138): "Конечно весело , ребята постарались , но по нашей традиции девушка никогда не дает и не отвечает в момент массемба - ребита делает это мужчина ))) И звук который издается в момент массемба идет не от прикосновения корпусом ,а именно удара ноги акцентом в пол. В прочем у нас тоже есть ангольское молодое поколение ,те кто танцует не правильно , поэтому люди думают что это секс и шутка , хотя это не так , так что это и наша вина...".

Моё мнение тут такое: если хочется, чтобы танец жил, его нужно модифицировать. Шоу-номер явно не имел целью достичь музейной достоверности. Что же касается музейной достоверности, то наверняка и в Анголе в разных местах массемба была совсем разной -- и разные "молодые поколения", конечно, абсолютно по-разному понимали (и ещё неоднократно будут понимать) эту традицию. Язык живёт и меняется, диалекты в нём всегда есть, и если вдруг язык окостенеет (как, скажем, древнегреческий или латынь), то это уже post mortem. К танцам это всё относится в полной мере. Пока ребиту танцуют, адаптируют её к современности (например, как в обсуждаемой постановке смешивают с кизомбой -- минуя даже промежуточную сембу), танец живёт. Вот, и в России уже живёт. И шутки из него живут, в том числе та самая semba/umbigada/удар животом. Поглядите, в ролике urban kiz ДжоДжо и Микаэлы есть такой момент -- и даже за кадром в этот момент раздаётся хихиканье кого-то из публики, это ж все танцы одного культурного корня, хотя и разные до неузнаваемости!

Pedro Salaiiako, конечно, "хранитель традиции" и "за правильные традиционные имена". Я ему оставил коммент на этот счёт: https://vk.com/wall216279468_390. Я просто предложил смириться с тем, что слово "кизомба" сегодня означает много чего, кроме traditional kizomba. Ну, значит желающим указать на traditional kizomba нужно произносить два слова (traditional kizomba), а не всем остальным употребляющим это слово людям отказываться от использования слова kizobma. Как только значение этого слова перестанет меняться -- всё, танцу пора в музей мёртвых танцев. А пока нет, танец жив и его танцуют для удовольствия, а не для сохранения традиции.

UPDATE: оказывается, Pedro не только дискутирует, но и просто удаляет комментарии, которые ему не нравятся. Вот мой комментарий, который он удалил из треда, поэтому его последний ответ даже не очень понятен:
1. Технический прогресс и танец тут не при чём, речь идёт о терминологии, законах языка — они одинаковы везде, хоть про спорт если говорить (скажем, футбол в Европе и США — это совсем разные футболы), хоть про технику, хоть про танцы, хоть про кулинарию. Спор не о том, кизомба ли urban kiz, или не кизомба. Спор о том, как это всё называть. По-моему, нет проблемы: математики не путаются, когда называют "геометрия" или "логика" все варианты геометрий или логик, и когда имеется ввиду геометрия Римана или какой-то вариант темпоральной логики. Непонятно, почему в танце такой подход смущает.

Есть другой подход, "копирайтный" — когда фирма Ксерокс ругается, что кто-то говорит "у меня ксерокс типа кэнон". Но повторюсь: язык развивается по своим законам, и всё что тут можно делать — это просвещать. Люди не перестанут называть копиры ксероксами оттого, что торговая марка принадлежит какой-то фирме. В случае же танцев и их названий само понятие "принадлежности" размывается.

Мне кажется, что особой проблемы тут нет, если заниматься просвещением — как про ксерокс и кэнон можно рассказать людям, откуда взялись эти слова, и что они означали раньше и как их используют теперь, так и про танец можно сделать то же самое. Да, на русском языке про историю кизомбы и сембы информации немного. Я, например, постарался сделать свой вклад в это просвещение:
http://ailev.livejournal.com/1319839.html

2. Я раньше за страницей не следил, нашёл её только несколько дней назад. Теперь буду следить
* * *
Заодно выяснил, что Pedro Salakiako преподаёт сембу в двух минутах ходьбы от моего дома, и ровно в том же зале, в котором я занимаюсь кизомбой, просто по другим дням -- https://vk.com/club116766661. Аж зазудело пойти ещё и на сембу: музыка сембы мне кажется много поприятней музыки кизомбы (она много меньше отдаёт попсой, ближе к world music), а сам танец весёлый -- и этим всё сказано. Но: 1. где ж на всё это время брать? 2. семба требует нешуточных физических возможностей. А я явно не спортсмен.

Смотреть и слушать сембу в количестве можно в https://vk.com/gingaa
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments