Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Итоги года: что прихвачено в ушедшем 2016 году (1/2)

Прошлые итоги года пришлось разбивать на два текста: http://ailev.livejournal.com/1239549.html, http://ailev.livejournal.com/1239652.html. В этом году текстов тоже будет два: наработал и опубликовал материала на несколько томов, и даже краткий обзор вышел длинным.

Весь 2016 годя занимался формулированием каких-то собственных представлений о мышлении (с учётом как символистской парадигмы, так и коннективистской), а также выстраиванием своей позиции по обучению мышлению в целом и системному мышлению в частности. Это и было главной темой года.

Я закончил вытаскивать курс системного мышления из материала по системноинженерному мышлению и окончательно пересобрал комплект из курсов системной инженерии, системного менеджмента и отчасти технологического предпринимательства. Весь год опять была работа по тасовке слайдов, я опубликовал в 2016 году 13 колод слайдов своих публичных выступлений (http://www.slideshare.net/ailev/presentations) и ещё суперколоду слайдов тренинга системного мышления с задачами -- http://www.slideshare.net/ailev/2016-68689677.

Конечно, неопубликованных слайдов было много, много больше -- только в четырёх днях тренинга системного менеджмента используется порядка 300 сложных слайдов, целая книжка! А ещё я и без слайдов регулярно выступал.

Из New Year Resolution-2016 (http://ailev.livejournal.com/1240144.html) удалось сделать главное: почистить список GTD и сделать его коротким: сейчас там 32 пункта, а прошлый год я начинал с 52 пунктами. С другой стороны, один из этих 32 пунктов -- это переписка учебника, так что вся эта "статистика" удавливания мультитаскинга чисто для самоуспокоения. Пожалуй, в этом году я не буду писать New Year Resolution -- отныне и на каждый год там будет формулировка из начала 2016 года, когда я писал "поскольку 2016 год мне заранее представляется более турбулентным, чем ламинарным, то я бы опаснулся чего-то "достигать" весь год. ... очень хочется быть лёгким, гибким, алертным и иметь малый радиус поворота при смене целей -- и тогда никакие турбулентности не будут страшны".

Планов по размышлениям в начале года было громадьё: куда думать в первом квартале -- http://ailev.livejournal.com/1239875.html, куда думать во втором квартале (от 5 марта 2016) -- http://ailev.livejournal.com/1250672.html. Это всё из серии "стратегия ничто, стратегирование -- всё!", столько тем в голове и деятельности ведь всё равно в одиночку не удержать. Пожалуй, в этом году я не буду отвлекаться на пост "куда думать в первом квартале", лучше сосредоточусь на написании третьей версии учебника системного мышления.

Семейная жизнь изменилась кардинально: отрок пошёл выполнять семейную (правда, со стороны мамы, у меня такого не было) традицию учёбы сразу в трёх физматшколах, а я вдруг тряхнул стариной -- занялся танцами, причём не как теоретик, а как практик (т.е. не только головой, но и ногами, руками и корпусом).

Дальше я пробегусь по записям своего блога, но я ещё участвовал во многих фейсбуковских дискуссиях -- этого я уж поминать не буду, хотя на них и ушло много времени. Ссылки на эти дискуссии иногда я приводил в оригинальных записях (часто это были дневниковые записи -- с заголовками lytdybr).

1. Системное мышление и менеджмент
Кратенькое содержание описание того, что происходило с курсом системного мышления можно найти в "Ретроспективного придания смысла и планов псто", http://ailev.livejournal.com/1305802.html и докладе по преподаванию системного мышления на 118 заседании Русского отделения INCOSE -- http://incose-ru.livejournal.com/57945.html.

Первый из курсов в этом году был в межвузовской магистратуре Новосибирска, трёхдневное погружение по системному подходу 4-6 февраля 2016 (http://ailev.livejournal.com/1245290.html),

Миссия школы системного менеджмента -- сделать системное мышление доступным рабочим инструментом (http://system-school.ru/o-shkole/). Я честно весь 2016 год впахивал для реализации этой миссии, и в чём-то преуспел. Выпустил три потока в Школе системного менеджмента (первый был в 2015 году, второй поток 14 февраля -- 18 апреля, третий поток 12 июня -- 14 августа http://ailev.livejournal.com/1286357.html, четвёртый поток -- с 18 сентября по 27 ноября, вводные заметки пяти дней третьего потока попали на видео -- http://ailev.livejournal.com/1309229.html). Вот только один из содержательных отзывов об этих курсах (http://ailev.livejournal.com/1311543.html, http://sdu2020.blogspot.ru/2016/11/92-99.html, концовка там такая:
Конкретный пример использования СМ. Две недели назад я сменил место работы, город, перешел с DIY в FMCG. И одна из первых задач у меня была, помимо того, что надо снять квартиру и вообще обустроить жизнь в Москве, за три недели разработать и запустить программу развития. Я успел три раза разработать и уточнить стратегию, провел пять десятков встреч, разработал черновик бизнес-архитектуры as is и начал рисовать to be, доделаю к концу года. За две недели я понял ключевые проблемы и продуктивно участвую в производственных совещаниях и фасилитирую дискуссии. Я понимаю ключевых стейкхолдеров и отслеживаю их интересы, я разобрался в ключевых ИТ сервисах, поддерживающих бизнес-процессы. Вы когда-нибудь стояли рядом с коммутационным шкафом? Такое щелк-щелк каждую секунду, иногда по нескольку раз. Вот и у меня так же - стейкхолдер-интерес, система, требование, работа, команда, технология, метод описания, описание. И сразу архитектура в голове дорисовывается в Архимейте, надо только сесть и быстро все записать.
Вход в новый проект - это сложно для всех, тут и опыт важен, и навыки взаимодействия и конечно, это все имеет значение. Но, только СМ дает ТЕХНОЛОГИЮ, т.е. повторяемость и воспроизводимость этого входа в проект. Специалист, владеющий технологией, однозначно бьет даже крутого ремесленника, хотя Левши всегда были в России в почете. Порядок бьет класс, системный менеджмент бьет "25 лет опыта и более 60 выполненных проектов".
А ещё мы организовали в Школе по вторникам разбор задач -- и прошло шесть таких двухчасовых встреч, все 218 задач со взрослыми разобрали за 12 часов (увы, со студентами это идёт много медленней, ну и часов занятий категорически на этот разбор не хватает).

Старт пятого потока тренинга "Системный менеджмент и стратегирование" в Школе системного менеджмента уже назначен на 22 января 2017 -- http://ailev.livejournal.com/1312922.html

Системноинженерное мышление в межвузовской магистратуре технологического предпринимательства -- 6 апреля начал первый семестр (http://ailev.livejournal.com/1257873.html), а закончил вторым семестром к концу этого года (и то -- ещё оценки не проставлены). Вот пример рефлексии из середины второго семестра -- http://ailev.livejournal.com/1308703.html

И ещё был осенний выпуск почти полусотни студентов в Красноярске, где я начинал с двухдневного курса сначала в самом Красноярске 26-27 сентября http://ailev.livejournal.com/1298530.html, а потом в Москве ещё пару дней разбора задач с десятком красноярских тьюторов.

И появилось некоторое количество курсов, где используют материалы учебника в его второй версии -- даже в школе: http://ailev.livejournal.com/1291515.html

Одно из важнейших событий года -- выпуск 218 задач на 39 тем, это было 12 октября 2016, http://ailev.livejournal.com/1303034.html. После этого я поставил задачу по коррекции курса -- http://ailev.livejournal.com/1305514.html, восстановил контекст (включив в него и технологическое предпринимательство) -- http://ailev.livejournal.com/1305802.html.

Далее задачи и слайды двухдневного тренинга системного мышления (уже общие для системной инженерии и системного менеджмента) были опубликованы as is, в варианте на 11 ноября 2016г. -- http://ailev.livejournal.com/1312281.html, там оказалось 137 страниц.

После этого я поправил слайды (их стало 164), включив в них задачи и разбор типовых ошибок и провёл тренинг для инженеров и менеджеров в Тольятти -- http://ailev.livejournal.com/1318614.html.

Системноинженерная часть материалов была чуть-чуть подправлена с появлением NIST CPS Framework, http://ailev.livejournal.com/1241739.html, это оказалось хорошим дополнением к линейке системноинженерных стандартов.

В феврале окончательно оформилось ключевое решение по структуре курса системного мышления: в первый день только стейкхолдеры и холархии, а многодисциплинарность и жизненный цикл только во второй день: http://ailev.livejournal.com/1246832.html и http://ailev.livejournal.com/1248044.html. А в марте уже работал с трудностями работы с функциональными элементами жизненного цикла -- http://ailev.livejournal.com/1251625.html. Ещё начал активно использовать танцевальную и сервисную метафору для определения целевой системы -- http://ailev.livejournal.com/1314045.html, развернул эту метафору и уточнил про сервисную ориентацию -- http://ailev.livejournal.com/1320377.html. Напомнил про оригинальные альфы Essence -- http://ailev.livejournal.com/1318973.html в связи с рабочим местом enterprise engineer -- http://ailev.livejournal.com/1319177.html. И дал более-менее развёрнутый текст по лидерству, хоть сейчас в учебник: http://ailev.livejournal.com/1320087.html.

Разбирался (на примере Кена Уилбера и опытом общения на конференции "Ясный ум") про трудности в восприятии системных представлений: http://ailev.livejournal.com/1249283.html, "Лучшие придуманные человечеством способы борьбы со сложностью оказываются источником возникающих на ровном месте претензий к практикующим эти способы".

Коннекционистская проблематизация системного подхода: http://ailev.livejournal.com/1252230.html. Проблематизация целеполагания -- один из самых популярных моих постов 2016 года (167 перепостов и 156 лайков только в фейсбуке), "против целей (against objectives)", http://ailev.livejournal.com/1254147.html

Системный подход -- это та же скрипка Энгельбардта, которой никто не хочет учиться (http://ailev.livejournal.com/1254703.html, http://ailev.livejournal.com/1264267.html), зачем нужен системный подход и системная инженерия -- http://ailev.livejournal.com/1303840.html, системщики как коммуникаторы (почему им удаётся организовать междисциплинарную коммуникацию в проекте) -- http://ailev.livejournal.com/1314149.html и краткая сводка, зачем нужно системное мышление (http://ailev.livejournal.com/1315490.html):
-- уместить компактно в голове весь проект целиком, не терять важных деталей (это моё стандартное объяснение для студентов: что они получат в результате курса)
-- возможность работать с той же скоростью с более сложными проектами, и работать более быстро с проектами той же сложности за счёт ускорения мышления (это стандартное объяснение Школы системного менеджмента)
-- системное мышление позволяет победить сложность: что раньше было недоступно по причине сложности, становится доступным (замечу, что это немного другой аргумент, нежели из предыдущего пункта: речь идёт не об ускорении, а о преодолении барьера)
-- позволяет собрать общую картину мира из имеющихся в голове её обрывков
-- позволяет договариваться с самыми разными людьми, отличная основа для продуктивной коммуникации
-- позволяет договориться инженерам и менеджерам, ибо в лежит в основе как системной инженерии, так и системного менеджмента
-- позволяет стать системным мыслителем, это трудно, но возможно, и это очень круто (удивительно, но некоторых людей убеждает именно такой аргумент)
-- это как высшая математика для инженеров, используется всё время, только оно для менеджеров (что неправда, ибо инженеры используют это мышление явно не реже менеджеров)

Схема организации предпринимательства: http://ailev.livejournal.com/1289942.html, инновации и развитие: заклятые друзья -- http://ailev.livejournal.com/1306294.html,

Ещё я записал некоторое количество видео на канале Школы системного менеджмента: https://www.youtube.com/channel/UCJ0Uq_WB7GLmY-NTz2oFoUQ

Сформулировал, что нужно пытаться излагать системное мышление просто -- и наметил пути для достижения этого (хотя и призрачные): http://ailev.livejournal.com/1321677.html

Начал писать третью версию учебника, уже "системная инженерия" -- первая мысль появилась в начале ноября http://ailev.livejournal.com/1310496.html, какие-то формулировки на эту тему в виде "плана работ" дал в тот же день, "чтобы мысль в голове не зудела" -- http://ailev.livejournal.com/1310851.html, а объявил о том что, точно пишу (и в тот же день сел писать) 25 декабря -- http://ailev.livejournal.com/1321822.html

Отслеживание блокчейна запишу сюда -- это ж по факту ход на инструментарий системного менеджмента. Вот http://ailev.livejournal.com/1246025.html

Бекасово-2016 в апреле с Русским отделением INCOSE, уже седьмой год подряд -- http://ailev.livejournal.com/1260708.html, http://ailev.livejournal.com/1261133.html

В июле съездил в Одессу, и там по факту был полный день системного мышления с сопутствующими ему разговорами -- http://ailev.livejournal.com/1276728.html.

И да, ругался, тьфу, спорил время от времени с философами -- http://ailev.livejournal.com/1246990.html, http://ailev.livejournal.com/1253158.html -- Я там писал: "Вот везде чем современней, тем больше идей, плодящих эти идеи людей и отводимого в учебных программах времени на освоение идей этих людей. А в философии заповедничек: не философия преподаётся, а результаты археологических её раскопок, да ещё в привязке к фамилиям. В физике это бы означало, что подробно проходили бы все открытия Галилея, Фарадея и Ньютона. До Эйнштейна бы уже не доходили ввиду обилия физиков до него и нехватки учебных часов, а после Эйнштейна физика проходилась бы только на спецкурсах отдельных ВУЗов. Меня этот подход философов к преподаванию своего предмета всегда изумлял". А мне ответили, что количество интересных идей уменьшается со временем (для игры ответили, но позиция понятна). Я же на это: "Как свезло философам! Их предмет умирает и умирает! Для игры тоже скажу: если число идей в философии уменьшается со временем, а число идей в остальном мире только растёт -- то это означает, что в философии источник идей иссяк, идеи произрастают сегодня в других местах, любомудры появляются вне философии. Развитие же мира не остановилось, а ровно наоборот! А если философы будут утверждать, что число идей в мире конечно, и они их к 21 веку все придумали уже, то я радостно соглашусь: алхимия в плане идей закончилась уже, философия вот заканчивается )))". Мне в ответ на это -- что вообще число идей уменьшается, не только в философии )), а я: "Это число идей, замечаемых философами, уменьшается -- и по понятным причинам, в силу их специфического образования. Опять же для игры: если дикаря, воспитанного древними греками, привести в современный город, то он многих крутых идей и не заметит вовсе, до их понимания дело даже доходить не будет! )))". Эх, славно спорили -- но философов не проймёшь, всё это пустое, только студентов жалко (если философия для них не хобби, тогда пусть их -- хоть пои крутят, хоть Желязны читают, хоть философов). И ещё про исторический подход в образовании как подготовку историков вместо деятелей -- http://ailev.livejournal.com/1285120.html, а потом и длинный пост "об философов" -- http://ailev.livejournal.com/1286824.html и ещё один с таким же названием "об философов" по итогам выступления на философском факультете МГУ -- http://ailev.livejournal.com/1294709.html.

Примеры для создания виртуального фасилитатора сотрудничества -- http://ailev.livejournal.com/1256648.html, распределённые реестры и идея о распределённых ALM и PLM -- http://ailev.livejournal.com/1259878.html, распределённый issue tracker для нейронета -- http://ailev.livejournal.com/1261047.html, формулирование софта КрупноСофт Мастерская для поддержки мейкерства http://ailev.livejournal.com/1262229.html и из этого в конце июня родился большой пост про системную информатику -- http://ailev.livejournal.com/1272169.html, её практики http://ailev.livejournal.com/1274210.html и "каким мог бы быть мегамоделер" -- http://ailev.livejournal.com/1273208.html и групповой мегамоделер http://ailev.livejournal.com/1275143.html, и дальше на уровень ниже -- новинки архитектуры systems frameworks http://ailev.livejournal.com/1277009.html, перехожу от слова "моделер" к слову "студия" и описываю возможные архитектуры в "Студии разные нужны, студии разные важны" -- http://ailev.livejournal.com/1280626.html и "штудии по студиям" http://ailev.livejournal.com/1281305.html. Немного смотрел и за другими архитектурными идеями, типа бессерверных микросервисов -- http://ailev.livejournal.com/1288350.html

Это всё про системное мышление и менеджмент. А вот про системную инженерию и инженерию как таковую я писал мало. Например, прояснил ситуацию с инженерией справочных данных в связи с "переносом западной практики BIM" в Россию -- http://ailev.livejournal.com/1288160.html, и даже обновил позицию по интеграции/федерированию данных жизненного цикла в 2016 с учётом "бибинарной модели мышления" -- http://ailev.livejournal.com/1307116.html. Равно как про менеджмент в его конкретных изводах, типа modern agile и его книжки -- http://ailev.livejournal.com/1288589.html

Но ещё выступил в октябре на SECR'16 с keytalk "Практики жизненного цикла систем машинного обучения", и там же дал мастер-класс по системному мышлению -- http://ailev.livejournal.com/1308520.html (доклад стал десятым по рейтингу в общем списке докладов, это круто! -- http://ailev.livejournal.com/1312922.html).

Классифицировал задачи по задействованию алгоритмов искусственного интеллекта в корпоративном софте -- http://ailev.livejournal.com/1312157.html, а затем доложил это на конференции по интеллектуальному производству -- http://ailev.livejournal.com/1313432.html.

А ещё я весь год был директором по исследованиям в Русском отделении INCOSE и был переизбран ещё и на 2017 год. Этот год был замечателен тем, что часть оргработы взял на себя Совет Директоров (за что я ему очень благодарен).

Ну, и была клиентская работа -- в этом году главным образом с машиностроителями.

2. Методология образования
Можно чётко указать, когда в 2016 году я обратился к теме образования и его методологии -- это 11 апреля 2016 года, когда я в полвторого ночи, сходив перед этим на обсуждение требований к образованию, получаемых из разных представлений о путях развития общества, выпустил программный пост "проблематизация образования: чему учиться, если тебе выпало жить в эпоху перемен": http://ailev.livejournal.com/1258949.html, там ещё и много отсылок к политической философии. Удивительно, но линия политической философии пунктиром далее пошла по всей линии методологических рассуждений про образование и педагогику. Через три дня я попытался обновить свою программу общего верхнего образования, но провалился -- никакой стройной картинки образовательного бытия не появилось, разве что только некоторый набор поправок: http://ailev.livejournal.com/1259411.html. Проблема была поставлена, а потом предложено решение: "формальное образование в эпоху перемен", обучение всяким "мета" и многоуровневостям в мышлении, хотя это и явная "скрипка Энгельбарта", никому это вроде как не нужно -- но к мышлению нужно добавлять парочку "мета", в явный ущерб "материальному образованию"-- http://ailev.livejournal.com/1265432.html. Этот пост потом задал направление многих и многих других постов про развитие мышления в противовес некоторой энциклопедичности/материальности, которая была в эпицентре моих предыдущих образовательных программ. Дальше был пост про фундаментальное образование -- http://ailev.livejournal.com/1270874.html, потом "учим базовым навыкам, причём "мимо школы"" -- http://ailev.livejournal.com/1308210.html

В этом году я посетил серию из десятка круглых столов по методологии образования в МПГУ, и записал свои мысли, приходившие в голову во время заседаний:
-- первый с постановкой проблем, http://ailev.livejournal.com/1267947.html, "на какие вызовы человечества могут помочь ответить когнитивные науки".
-- второй, доклад Генисаретского про "педагогика на психологии с возвращённой душой": http://ailev.livejournal.com/1272745.html (и сюда же заметка про Кена Генисаретского и Олега Уилбера -- http://ailev.livejournal.com/1279989.html)
-- второй, доклад Зискина про несоветскую педагогику: http://ailev.livejournal.com/1272887.html
-- третий, обсуждение фундаментальных исследований: http://ailev.livejournal.com/1274858.html
-- четвёртый, продолжение обсуждения фундаментальных исследований: http://ailev.livejournal.com/1279588.html
-- пятый, доклад В.Малявина про восточное образование и телесность: http://ailev.livejournal.com/1293882.html
-- шестой, доклад М.Кларина про новизну как критерий: http://ailev.livejournal.com/1298247.html
-- седьмой, доклад О.Баксанского про когнитивную науку: http://ailev.livejournal.com/1301512.html
-- восьмой, доклад В.Меськова про возврат души в психологию: http://ailev.livejournal.com/1313725.html
-- девятый, доклад В.Аршинова про сложностность и вывод про опасность проектирования общества: http://ailev.livejournal.com/1314573.html
-- десятый, доклад А.Сидоркина, про учение как труд и технологии мотивирования учащихся: http://ailev.livejournal.com/1316601.html

Сюда же про необходимость разделения образования и воспитания -- http://ailev.livejournal.com/1290594.html

Началось с уточнения эскиза образовательного проекта (описал какие-то технологии, которые могли бы пригодиться) -- http://ailev.livejournal.com/1277589.html, "Системная сложность есть, а поговорить не с кем" про сложность разговора про все образовательные технологии и содержание образования из этого поста про эскиз -- http://ailev.livejournal.com/1277840.html.

Потом был проект по созданию задач, начавшийся с разработки методологии: как получить системную метанойю (т.е. получить беглость -- я тут вспоминаю про hard fun) http://ailev.livejournal.com/1278095.html и я тут ввожу понятие мыслем, потом я перечисляю мыслемы (мышлемы) для системного мышления, это центральное место во всей серии постов -- http://ailev.livejournal.com/1278600.html. Далее предложено создать тренажёр системного мышления -- http://ailev.livejournal.com/1278936.html, даны три примера заданий для тренажёра -- http://ailev.livejournal.com/1279331.html и разбор заданий http://ailev.livejournal.com/1280943.html.

Говорю о том, что образование должно быть мимо школы, внутри школьной системы ничего не получится: -- Мимо школы -- http://ailev.livejournal.com/1280262.html (а с учётом нового министра образования, то не только мимо школы, но и подальше от неё -- http://ailev.livejournal.com/1287455.html), сравниваю обучение мышлению и обучение в музыкальной школе как альтернативу обучению внутри школы -- http://ailev.livejournal.com/1290259.html. И делаю заметки по тому, что происходит в плане профессионального образования: государственные профессиональные стандарты это зло, а вместо этого нужно учить базовым навыкам -- http://ailev.livejournal.com/1310449.html

И формулирую последовательность образования: понимание теории, упражнения на поставленных задачах и опыт постановки задач в реальной жизни, "Curriculum learning для системного тренажёра" http://ailev.livejournal.com/1282190.html. Дальше я продолжил в сторону blending learning в "Осознанность против зеркальных нейронов" http://ailev.livejournal.com/1284158.html и "Пониманию учить вдвое дольше, чем просто навыку -- http://ailev.livejournal.com/1285014.html", а также добавил про concept inventory в задачах в "Оценка результатов обучения и Modeling Theory of Science, Cognition and Instruction -- http://ailev.livejournal.com/1285980.html. А ещё как выявлять ошибки учеников и избавляться от них -- http://ailev.livejournal.com/1300057.html. И главное -- методические рекомендации по решению задач по системному мышлению, которые можно использовать для разбора задач (я давал их читать своим ассистентам, чтобы им легче было справиться с учениками): Об решение задач, в том числе по системному мышлению -- http://ailev.livejournal.com/1302039.html, а ещё про то, как отождествляют яблоки из задачи с яблоками из жизни -- http://ailev.livejournal.com/1306655.html

Затем я сформулировал список мета-компетентностей к формальному образованию http://ailev.livejournal.com/1283133.html, и развернул этот список в за пределами STEM-образования -- http://ailev.livejournal.com/1283663.html, потом развернув ещё и материал по логике -- рациональному мышлению и его логическим основаниям, http://ailev.livejournal.com/1311261.html. Не забываем, что системное мышление тоже было развёрнуто на уровне мышлем тут: http://ailev.livejournal.com/1278600.html. Увы, развернуть computational thinking у меня в 2016 году так и осталось в планах. И ещё я написал обзорный текст "Мышление и как ему учить" -- http://ailev.livejournal.com/1296858.html

Проект Тренажёр клуба одиноких мозгов сержанта Солта был сформулирован в http://ailev.livejournal.com/1284767.html, в посте "подстрочник рассказа о тренажёре клуба одиноких мозгов сержанта Солта" http://ailev.livejournal.com/1287293.html я привёл слайды и краткий список постов с методматериалами, по этим слайдам прочёл доклад про тренажёр мышления на конгрессе психонетиков http://ailev.livejournal.com/1294454.html.

Робототехника: роботы не как роботы, а модели для обучения информатике -- http://ailev.livejournal.com/1250481.html и более развёрнуто в http://ailev.livejournal.com/1265432.html. Интересно, как нужно перестраивать образование в школе, чтобы выпускники (в 11 классе ведь далеко уже не детки, а вполне половозрелые особи) понимали, как устроен их окружающий мир -- имели мировоззрение. А то ведь с этой киберфизикой повсюду теперь магия, чистая магия (вспоминая третий закон Кларка, что "любая достаточно продвинутая технология неотличима от магии" и трактуя "достаточно продвинутую технологию" как непонимаемую отличником-выпускником школы) -- http://ailev.livejournal.com/1261758.html. А вот ещё про "образовательную робототехнику" (и стёб про "образовательную педагогику"), с предложением ввести системную робототехнику как системную инженерию: http://ailev.livejournal.com/1278294.html. И ещё об "робототехнику" как дисциплину: http://ailev.livejournal.com/1280086.html. И ещё про "школьный предмет технология" -- http://ailev.livejournal.com/1290016.html

Мои намётки по образованию по computer science для начинающих -- http://ailev.livejournal.com/1274596.html (и это пока не про computational thinking), про Гомельскую школу обучения программированию --http://ailev.livejournal.com/1275421.html, про ПиктоМир и КуМир как технологии к дисциплине алгоритмики http://ailev.livejournal.com/1282836.html. И вопрошание (безуспешное) про результативность олимпиад в плане образования -- http://ailev.livejournal.com/1284371.html. Ещё дискуссии про определения computational thinking, computer science, информатику и т.д. у Анатолия Шперха: http://ailev.livejournal.com/1311786.html

Критика современного школьного образования в количестве в начале сентября: школа как портал в прошлое на примере черчения -- http://ailev.livejournal.com/1290754.html, критика теория мелкой моторики как аргумента про черчение в составе школьных дисциплин -- http://ailev.livejournal.com/1291647.html, мелкие заметки на эту тему в http://ailev.livejournal.com/1291128.html и http://ailev.livejournal.com/1292542.html, завершение дискуссии про черчение и мелкую моторику http://ailev.livejournal.com/1291971.html и даже после этого хвост дискуссии уже в конце октября -- http://ailev.livejournal.com/1305983.html. Критика школьной литературы -- http://ailev.livejournal.com/1295195.html, http://ailev.livejournal.com/1301173.html и жуткого русского языка в басне "Обоз" Крылова, которую в школах до сих пор учат наизусть: http://ailev.livejournal.com/1307782.html.

3. Когнитивные архитектуры
Мои разбирательства со слабым искусственным интеллектом затруднились в этом году тем, что там к концу года вышли на скорость "два прорыва в неделю" (http://ailev.livejournal.com/1312922.html -- это сказал В.Дунин-Барковский на конференции Skolkovo.AI в середине ноября).

Год начался с того, что я читал Нандо де Фрейтаса, много думал: http://ailev.livejournal.com/1240509.html -- там есть мысль, что все эти онтологии и embeddings, да и вообще "семантика" как таковая это только priors, способ задать какие-то начальные значения для мышления. Но мышление ни разу не ограничивается этими "значениями", оно работает далее с конкретными ситуациями, уточняя все вероятности. Затем продолжил мысли с онтологизацией (репрезентациями типов) -- http://ailev.livejournal.com/1245941.html. Но вот линии "дифференцируемых машин Тьюринга" я касался мало, разве что чуть: http://ailev.livejournal.com/1249803.html, а иногда и просто делал обзоры происходящего, "хроники весны искусственного интеллекта" -- http://ailev.livejournal.com/1254558.html, http://ailev.livejournal.com/1259053.html, http://ailev.livejournal.com/1264780.html, http://ailev.livejournal.com/1297604.html, http://ailev.livejournal.com/1304964.html, http://ailev.livejournal.com/1313161.html, в том числе оптический компьютинг -- http://ailev.livejournal.com/1267455.html и вообще аппаратура интеллект-стека с предложенной мной классификацией видов компьютинга http://ailev.livejournal.com/1293810.html, нейроэволюция http://ailev.livejournal.com/1269542.html, непопсовая лента о будущем -- http://ailev.livejournal.com/1285862.html, стадионы для ИскИнов -- http://ailev.livejournal.com/1300315.html. В интересные времена мы живём, когда какие-то исследования по искусственному интеллекту можно делать даже дома -- "Суперкомпьютер для искусственного интеллекта сегодня стоит как роскошный автомобиль, потребляет электричество как роскошный пылесос, какой-нибудь хипстер вполне может приобрести его исключительно для развлечений и держать мощность 170ТFLOPS дома, просто "чтобы было", http://ailev.livejournal.com/1257675.html.

В сентябре выступил на ICBDA'16 с версией интеллект-стека 2016 года -- http://ailev.livejournal.com/1296272.html

Пост про онтосинтез, онтоанализ, онтопроектирование и онтомайнинг, онтоэволюцию и онтоисследования -- http://ailev.livejournal.com/1262741.html (по материалам посещения семинара памяти Дудченко 6 мая 2016). Моя космонтика, "короткая теория всего" -- http://ailev.livejournal.com/1268678.html. Нетекстовые нотации и работа с ними: диаграмма стоит дюжины фотографий -- http://ailev.livejournal.com/1256232.html. Визуальная поддержка математического мышления в http://ailev.livejournal.com/1285862.html

Уровни и клочки абстрактности в нейронных сетях -- http://ailev.livejournal.com/1266411.html, подборка материалов про связь символического и коннекционистского подхода http://ailev.livejournal.com/1266905.html, глубокое против глубинного в именовании обучения: http://ailev.livejournal.com/1251509.html и важнейший для меня пост про глубину (скрытое измерение) в языке: http://ailev.livejournal.com/1274014.html, важность наличия уровней абстракции для обработок текста. И дальше пошло про онтологии -- "коннективистская весна онтологической инженерии", про semantic spaces -- http://ailev.livejournal.com/1283541.html, теоркатегорная композиционная распределённая семантика http://ailev.livejournal.com/1284038.html, множественность парадигм в когнитивных архитектурах -- http://ailev.livejournal.com/1310114.html.

У меня изменилось понимание слов "интуиция" и "чуйка" и я по-другому начал их употреблять (вместо "контринтуитивности" речь пошла о коннективистских представлениях) -- http://ailev.livejournal.com/1295595.html, а в июле появился важный текст "Об членораздельное и голографическое в социологии", по статье В.Широнина -- http://ailev.livejournal.com/1281819.html. В августе я написал про "выучить онтологию, а потом творить с её помощью" -- http://ailev.livejournal.com/1289718.html, где разбирал разницу между "придумкой" кого-то одного очень умного и shared (folk) онтологией. А в октябре вышел программный текст про онтологии и бибинарную модель мышления: http://ailev.livejournal.com/1305176.html и потом я обновил позицию по онтологиям в интеграции/федерировании данных жизненного цикла с учётом этой бибинарной модели мышления -- http://ailev.livejournal.com/1307116.html.

Затем я поднял тему бихевиоризма, корпоративных KPI и искусственного интеллекта -- http://ailev.livejournal.com/1322278.html, заметив, что корпорации тоже внутри себя по факту используют тупые простейшие модели RL и получают примерно те же неприятные эффекты этих простых моделей.

Обобщил я все свои искания по поводу когнитивных архитектур в предновогоднем (31 декабря 2016) посте "Когнитивная архитектура: что там должно быть" -- http://ailev.livejournal.com/1322862.html

Доклад по образованию по машинному обучению в МТИ -- http://ailev.livejournal.com/1267994.html, мифы и реальность киберэкспертизы в РВК -- http://ailev.livejournal.com/1272442.html.

Мысль о том, что "искусственный интеллект" признают интеллектом только тогда, когда он побьёт все естественные интеллекты я твержу с февраля -- "Мой пойнт в том, что люди и сами несовершенны в коммуникации и понимании текстов, но за компьютером достижения какие-то признают только тогда, когда он победит "чемпиона мира" -- скажем, в мировой олимпиаде переводчиков, или совершит ещё какой-то аналогичный подвиг. А если это будет победа не над чемпионом мира, а чемпионом Европы, то опять будет смачно зафиксировано "отсутствие прогресса в компьютерной лингвистике". И никакие метрики и бенчмарки не будут засчитаны за аргумент", http://ailev.livejournal.com/1246025.html.

Фейсбук, который хочет стать собеседником в ведущихся в нём разговорах: http://ailev.livejournal.com/1253634.html, "Очередной русскоязычный клон фейсбука назовут не "одноклассники" или "вконтакте", а "собеседник" или "третьимбуду"", причём "В фейсбуке интересно ... разговор с группой, а не персональный ассистент (даже ассистент-продавец, он тоже персональный)".

Проблематизация виртуальных персональных и групповых ассистентов -- http://ailev.livejournal.com/1254114.html (им почему-то трудно придумать занятие, ибо идёт дисинтермедиация -- отдельные аппы становятся такими смышлёнными и простыми в общении, что не нужны посредники-ассистенты, позволяющие снизить сложность и затраты времени на общение с ними. Секретарш увольняют, массово). А тут наоборот, автоматизация "подсказок" того, что следует говорить -- "добавление мультур к культур", http://ailev.livejournal.com/1269236.html. А вот сервис закон.пробки -- вероятность прохождения того или иного закона с машинным обучением на базе результатов уже прошедших голосований: http://ailev.livejournal.com/1278981.html. А ещё оценка трудоёмкости заданий методами машинного обучения -- http://ailev.livejournal.com/1292843.html. На такси без водителя в магазин без кассира -- http://ailev.livejournal.com/1318136.html.

"Роботы уволены! Да здравствуют роботы!!: http://ailev.livejournal.com/1249681.html -- отказ от роботизации при производстве роботов, причуды сегодняшнего момента в тотальной автоматизации. Пятнадцать секунд моего говорения про слияние людей и роботов опубликовал Forbes -- http://ailev.livejournal.com/1308019.html

Безопасность машинного интеллекта, которая должна быть просто инженерной рутиной: http://ailev.livejournal.com/1252514.html, отлаживание киберфизических систем с использованием практик continuous delivery и контейнеризацией как архитектурным решением для этих практик -- http://ailev.livejournal.com/1252753.html. А ещё целый доклад "персональные и коллективные виртуальные ассистенты и privacy" на Future Foundation Technology Ethics Conference -- http://ailev.livejournal.com/1300823.html

Вопрос про компьютерное творчество стоял ребром: много ссылок по компьютерной креативности и теориям творчества в мартовском http://ailev.livejournal.com/1251987.html, июньском http://ailev.livejournal.com/1269325.html, августовском http://ailev.livejournal.com/1287681.html, сентябрьская подборка ссылок по теориям творчества в http://ailev.livejournal.com/1293469.html и http://ailev.livejournal.com/1297969.html, мысли про абстрактную порнификацию как искусство -- http://ailev.livejournal.com/1306600.html, прохождение поэтического теста Тьюринга на китайском и мысль, что шестикрылый серафим из пушкинского пророка это система машинного обучения -- http://ailev.livejournal.com/1309847.html, музыка, не связанная марковской цепью http://ailev.livejournal.com/1317159.html и про музыкальный тест Тьюринга, который проходится снова и снова -- http://ailev.livejournal.com/1319619.html.

Поучаствовал в хакатоне DeepHack, прочёл там лекцию на английском "Machine Learning Engineering" http://ailev.livejournal.com/1245043.html (после репетиции на 109 заседании Русского отделения INCOSE -- http://incose-ru.livejournal.com/54290.html, и последующей доработки доклада), и по числу просмотров на конец года уступил только лекциям Kunghyun Cho, Phil Blunsom, Quoc Le, Tomas Mikolov (https://www.youtube.com/channel/UCJ-6K2HGA0hpQytlSM7FBVQ).

Особо интересовался модульностью В марте сделал доклад по плохой модульности коннекционистских и знаниевых систем на 112 заседании Русского отделения INCOSE: "Инженерия систем с плохой модульностью и гранулярностью: предприятия, искусственные нейросети, психика" (и получил по нему ещё некоторое количество комментов в http://ailev.livejournal.com/1254961.html), потом в сентябре большой текст про модульность -- http://ailev.livejournal.com/1294242.html, обсуждение вреда и пользы модульности в цифровом производстве в http://ailev.livejournal.com/1297397.html и пост про компонуемость и композициональность коллаборативных роботов -- http://ailev.livejournal.com/1299728.html. Дальше это доложил в keytalk "Практики жизненного цикла систем машинного обучения" на SECR'16 -- http://ailev.livejournal.com/1308520.html

Эволюционная робототехника -- http://ailev.livejournal.com/1288796.html и про проверку результатов биологической эволюции методами машинного обучения -- http://ailev.livejournal.com/1316255.html.

10 июня провёл семинар "Что известно о будущем" -- http://ailev.livejournal.com/1261429.html, http://ailev.livejournal.com/1267068.html, а ещё участвовал в телепередаче на "Культуре" про ужасы будущего: http://ailev.livejournal.com/1264535.html, вёл панель по цифровой трансформации на Smart Company 2016 -- http://ailev.livejournal.com/1302570.html. И высказался про то, что сингулярность свистит уже мимо нас, а мы в ней не участвуем, а только свидетельствуем (и мой семинар о будущем в каком-то смысле ровно об этом) -- http://ailev.livejournal.com/1270737.html. Пост "чистый подрыв, подо всей цивилизацией сразу" -- это комментарий к мартовскому докладу Tony Seba http://ailev.livejournal.com/1307264.html.
Сюда же можно отнести публикацию в "Если" про "Игеоибиоценозы. А разум пахнет разумом, ты как ни назови" -- http://ailev.livejournal.com/1268834.html.
* * *
Это примерно половина того, что было прихвачено мной в 2016 году. Ещё будет пост про социальные последствия роботизации, инженерию (кибер)психики, да домашний дневник.

А вы, читатели моего "Лабораторного журнала", что прихватили от меня?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments
От Вас лично я "прихватил" системное мышление - 2. Пытаюсь перестроить свое СМ-1 на СМ-2, но нужна практика такого мышления. Лучший способ научиться - это учить других. Вот на своих студентах и тренируюсь. За остальными направлениями полета ваших мыслей (и мыслей огромное число и каждая летит по своей траектории) наблюдаю по мере возможности и тайной надеждой, что все мысли так или иначе все сойдутся в одну удивительно простую "мыслему". Вот тогда мы ей и займемся вплотную))).
Вот я учебник пишу, но не уверен, что он будет простым )))
Прихватил идею Intelligence Platform Stack и подход к планированию "куда думать" поквартально (хотя вижу что это уже устаревший подход :) )
Для сверхбыстрого ведения в системное мышление надо б избавиться от специфической терминологии.

Все эти стейкхолдеры, вьюпоинты, альфы и т.п. Есть же чуть более громоздкие, но априори понятные всем синонимы! Например, если говорить «заинтересованные лица» вместо «стейкхолдеры», наверняка потеряется весьма не значительное (как минимум, для начального уровня понимания) количество оттенков смысла, однако пояснять придётся в разы меньше. «Точка зрения» тоже всем понятна, в отличие от вьюпоинта.
Ужас в том, что "заинтересованные лица" лучше произносить как "заинтересованные стороны" (ибо все юристы возбуждаются, это их термин, и все общающиеся с юристами тут же сбиваются с толку -- а среди менеджеров таких много). Но "заинтересованные стороны" не убирает ни одной ошибки (наоборот -- что "стейкхолдер" это роль люди представить ещё могут, а вот что "заинтересованная сторона" это роль -- уже не очень) и не даёт никакого понимания, и сочетание из двух слов много длинней произносится и менее удобно в словоупотреблении. Пробовано ведь не раз, я и перешёл к "стейкхолдерам", чтобы убрать все эти эффекты. Поначалу-то я честно переводил!

То же самое с "точкой зрения": это ведь ни разу не "аспект" (который оказывается concern) и не "точка зрения" (тоже которая ближе к concern) -- это именно способ, метод описания, включающий нотацию и разные рекомендации как её применять. Так что не нужно сразу сбивать людей с толку.

Я пробовал разные варианты, но использование привычной всем терминологии я воспринимаю как советы преподавать высшую математику, не используя слово "интеграл", а заменяя его чем-то привычным из бытового русского языка. Но так ведь с высшей математикой не бывает, а вот с системным подходом почему такое должно пройти?!
Ок. А очень компактный словарик где-нибудь уже есть?
Нет, не делал. Смысла в нём нет, понятия вводятся схемно (через отношения к другим понятиям схем), а не словарно.
Думаете, неразрешимый сепулькарий получится?
http://ailev.livejournal.com/847044.html («системная медитация») — это было нечто похожее на искомый словарик. Избранные понятия введены весьма кратко и наглядно, к ним ярлыки терминов навесить — и будет хорошо. И расширить круг избранных)
Но вот http://ailev.livejournal.com/1221425.html -- про "системные координаты" в этом плане "короткого словарика" мне нравится сильно побольше. Ибо системная медитация больше про жизненный цикл заточена.

Я вот ещё раз прописал, почему избегаю пока словариков: ими не пользуются, и они сбивают с толку, люди начинают тупо вместо учебника пользоваться определениями из словарика -- и потом удивляются, что у них никакого мышления нет: http://ailev.livejournal.com/1324391.html?thread=14468711#t14468711
По следам пришел к The Master Algorithm от Pedro Domingos
Купил электронную книгу в переводе - Верховный алгоритм. Как машинное обучение изменит наш мир.

Оказалось, что он уже изучил направление, в котором я копаю. Но у меня торчат хвостики вверх и вниз от его классификации.