Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Итоги года: что прихвачено в ушедшем 2016 году (1/2)

Прошлые итоги года пришлось разбивать на два текста: http://ailev.livejournal.com/1239549.html, http://ailev.livejournal.com/1239652.html. В этом году текстов тоже будет два: наработал и опубликовал материала на несколько томов, и даже краткий обзор вышел длинным.

Весь 2016 годя занимался формулированием каких-то собственных представлений о мышлении (с учётом как символистской парадигмы, так и коннективистской), а также выстраиванием своей позиции по обучению мышлению в целом и системному мышлению в частности. Это и было главной темой года.

Я закончил вытаскивать курс системного мышления из материала по системноинженерному мышлению и окончательно пересобрал комплект из курсов системной инженерии, системного менеджмента и отчасти технологического предпринимательства. Весь год опять была работа по тасовке слайдов, я опубликовал в 2016 году 13 колод слайдов своих публичных выступлений (http://www.slideshare.net/ailev/presentations) и ещё суперколоду слайдов тренинга системного мышления с задачами -- http://www.slideshare.net/ailev/2016-68689677.

Конечно, неопубликованных слайдов было много, много больше -- только в четырёх днях тренинга системного менеджмента используется порядка 300 сложных слайдов, целая книжка! А ещё я и без слайдов регулярно выступал.

Из New Year Resolution-2016 (http://ailev.livejournal.com/1240144.html) удалось сделать главное: почистить список GTD и сделать его коротким: сейчас там 32 пункта, а прошлый год я начинал с 52 пунктами. С другой стороны, один из этих 32 пунктов -- это переписка учебника, так что вся эта "статистика" удавливания мультитаскинга чисто для самоуспокоения. Пожалуй, в этом году я не буду писать New Year Resolution -- отныне и на каждый год там будет формулировка из начала 2016 года, когда я писал "поскольку 2016 год мне заранее представляется более турбулентным, чем ламинарным, то я бы опаснулся чего-то "достигать" весь год. ... очень хочется быть лёгким, гибким, алертным и иметь малый радиус поворота при смене целей -- и тогда никакие турбулентности не будут страшны".

Планов по размышлениям в начале года было громадьё: куда думать в первом квартале -- http://ailev.livejournal.com/1239875.html, куда думать во втором квартале (от 5 марта 2016) -- http://ailev.livejournal.com/1250672.html. Это всё из серии "стратегия ничто, стратегирование -- всё!", столько тем в голове и деятельности ведь всё равно в одиночку не удержать. Пожалуй, в этом году я не буду отвлекаться на пост "куда думать в первом квартале", лучше сосредоточусь на написании третьей версии учебника системного мышления.

Семейная жизнь изменилась кардинально: отрок пошёл выполнять семейную (правда, со стороны мамы, у меня такого не было) традицию учёбы сразу в трёх физматшколах, а я вдруг тряхнул стариной -- занялся танцами, причём не как теоретик, а как практик (т.е. не только головой, но и ногами, руками и корпусом).

Дальше я пробегусь по записям своего блога, но я ещё участвовал во многих фейсбуковских дискуссиях -- этого я уж поминать не буду, хотя на них и ушло много времени. Ссылки на эти дискуссии иногда я приводил в оригинальных записях (часто это были дневниковые записи -- с заголовками lytdybr).

1. Системное мышление и менеджмент
Кратенькое содержание описание того, что происходило с курсом системного мышления можно найти в "Ретроспективного придания смысла и планов псто", http://ailev.livejournal.com/1305802.html и докладе по преподаванию системного мышления на 118 заседании Русского отделения INCOSE -- http://incose-ru.livejournal.com/57945.html.

Первый из курсов в этом году был в межвузовской магистратуре Новосибирска, трёхдневное погружение по системному подходу 4-6 февраля 2016 (http://ailev.livejournal.com/1245290.html),

Миссия школы системного менеджмента -- сделать системное мышление доступным рабочим инструментом (http://system-school.ru/o-shkole/). Я честно весь 2016 год впахивал для реализации этой миссии, и в чём-то преуспел. Выпустил три потока в Школе системного менеджмента (первый был в 2015 году, второй поток 14 февраля -- 18 апреля, третий поток 12 июня -- 14 августа http://ailev.livejournal.com/1286357.html, четвёртый поток -- с 18 сентября по 27 ноября, вводные заметки пяти дней третьего потока попали на видео -- http://ailev.livejournal.com/1309229.html). Вот только один из содержательных отзывов об этих курсах (http://ailev.livejournal.com/1311543.html, http://sdu2020.blogspot.ru/2016/11/92-99.html, концовка там такая:
Конкретный пример использования СМ. Две недели назад я сменил место работы, город, перешел с DIY в FMCG. И одна из первых задач у меня была, помимо того, что надо снять квартиру и вообще обустроить жизнь в Москве, за три недели разработать и запустить программу развития. Я успел три раза разработать и уточнить стратегию, провел пять десятков встреч, разработал черновик бизнес-архитектуры as is и начал рисовать to be, доделаю к концу года. За две недели я понял ключевые проблемы и продуктивно участвую в производственных совещаниях и фасилитирую дискуссии. Я понимаю ключевых стейкхолдеров и отслеживаю их интересы, я разобрался в ключевых ИТ сервисах, поддерживающих бизнес-процессы. Вы когда-нибудь стояли рядом с коммутационным шкафом? Такое щелк-щелк каждую секунду, иногда по нескольку раз. Вот и у меня так же - стейкхолдер-интерес, система, требование, работа, команда, технология, метод описания, описание. И сразу архитектура в голове дорисовывается в Архимейте, надо только сесть и быстро все записать.
Вход в новый проект - это сложно для всех, тут и опыт важен, и навыки взаимодействия и конечно, это все имеет значение. Но, только СМ дает ТЕХНОЛОГИЮ, т.е. повторяемость и воспроизводимость этого входа в проект. Специалист, владеющий технологией, однозначно бьет даже крутого ремесленника, хотя Левши всегда были в России в почете. Порядок бьет класс, системный менеджмент бьет "25 лет опыта и более 60 выполненных проектов".
А ещё мы организовали в Школе по вторникам разбор задач -- и прошло шесть таких двухчасовых встреч, все 218 задач со взрослыми разобрали за 12 часов (увы, со студентами это идёт много медленней, ну и часов занятий категорически на этот разбор не хватает).

Старт пятого потока тренинга "Системный менеджмент и стратегирование" в Школе системного менеджмента уже назначен на 22 января 2017 -- http://ailev.livejournal.com/1312922.html

Системноинженерное мышление в межвузовской магистратуре технологического предпринимательства -- 6 апреля начал первый семестр (http://ailev.livejournal.com/1257873.html), а закончил вторым семестром к концу этого года (и то -- ещё оценки не проставлены). Вот пример рефлексии из середины второго семестра -- http://ailev.livejournal.com/1308703.html

И ещё был осенний выпуск почти полусотни студентов в Красноярске, где я начинал с двухдневного курса сначала в самом Красноярске 26-27 сентября http://ailev.livejournal.com/1298530.html, а потом в Москве ещё пару дней разбора задач с десятком красноярских тьюторов.

И появилось некоторое количество курсов, где используют материалы учебника в его второй версии -- даже в школе: http://ailev.livejournal.com/1291515.html

Одно из важнейших событий года -- выпуск 218 задач на 39 тем, это было 12 октября 2016, http://ailev.livejournal.com/1303034.html. После этого я поставил задачу по коррекции курса -- http://ailev.livejournal.com/1305514.html, восстановил контекст (включив в него и технологическое предпринимательство) -- http://ailev.livejournal.com/1305802.html.

Далее задачи и слайды двухдневного тренинга системного мышления (уже общие для системной инженерии и системного менеджмента) были опубликованы as is, в варианте на 11 ноября 2016г. -- http://ailev.livejournal.com/1312281.html, там оказалось 137 страниц.

После этого я поправил слайды (их стало 164), включив в них задачи и разбор типовых ошибок и провёл тренинг для инженеров и менеджеров в Тольятти -- http://ailev.livejournal.com/1318614.html.

Системноинженерная часть материалов была чуть-чуть подправлена с появлением NIST CPS Framework, http://ailev.livejournal.com/1241739.html, это оказалось хорошим дополнением к линейке системноинженерных стандартов.

В феврале окончательно оформилось ключевое решение по структуре курса системного мышления: в первый день только стейкхолдеры и холархии, а многодисциплинарность и жизненный цикл только во второй день: http://ailev.livejournal.com/1246832.html и http://ailev.livejournal.com/1248044.html. А в марте уже работал с трудностями работы с функциональными элементами жизненного цикла -- http://ailev.livejournal.com/1251625.html. Ещё начал активно использовать танцевальную и сервисную метафору для определения целевой системы -- http://ailev.livejournal.com/1314045.html, развернул эту метафору и уточнил про сервисную ориентацию -- http://ailev.livejournal.com/1320377.html. Напомнил про оригинальные альфы Essence -- http://ailev.livejournal.com/1318973.html в связи с рабочим местом enterprise engineer -- http://ailev.livejournal.com/1319177.html. И дал более-менее развёрнутый текст по лидерству, хоть сейчас в учебник: http://ailev.livejournal.com/1320087.html.

Разбирался (на примере Кена Уилбера и опытом общения на конференции "Ясный ум") про трудности в восприятии системных представлений: http://ailev.livejournal.com/1249283.html, "Лучшие придуманные человечеством способы борьбы со сложностью оказываются источником возникающих на ровном месте претензий к практикующим эти способы".

Коннекционистская проблематизация системного подхода: http://ailev.livejournal.com/1252230.html. Проблематизация целеполагания -- один из самых популярных моих постов 2016 года (167 перепостов и 156 лайков только в фейсбуке), "против целей (against objectives)", http://ailev.livejournal.com/1254147.html

Системный подход -- это та же скрипка Энгельбардта, которой никто не хочет учиться (http://ailev.livejournal.com/1254703.html, http://ailev.livejournal.com/1264267.html), зачем нужен системный подход и системная инженерия -- http://ailev.livejournal.com/1303840.html, системщики как коммуникаторы (почему им удаётся организовать междисциплинарную коммуникацию в проекте) -- http://ailev.livejournal.com/1314149.html и краткая сводка, зачем нужно системное мышление (http://ailev.livejournal.com/1315490.html):
-- уместить компактно в голове весь проект целиком, не терять важных деталей (это моё стандартное объяснение для студентов: что они получат в результате курса)
-- возможность работать с той же скоростью с более сложными проектами, и работать более быстро с проектами той же сложности за счёт ускорения мышления (это стандартное объяснение Школы системного менеджмента)
-- системное мышление позволяет победить сложность: что раньше было недоступно по причине сложности, становится доступным (замечу, что это немного другой аргумент, нежели из предыдущего пункта: речь идёт не об ускорении, а о преодолении барьера)
-- позволяет собрать общую картину мира из имеющихся в голове её обрывков
-- позволяет договариваться с самыми разными людьми, отличная основа для продуктивной коммуникации
-- позволяет договориться инженерам и менеджерам, ибо в лежит в основе как системной инженерии, так и системного менеджмента
-- позволяет стать системным мыслителем, это трудно, но возможно, и это очень круто (удивительно, но некоторых людей убеждает именно такой аргумент)
-- это как высшая математика для инженеров, используется всё время, только оно для менеджеров (что неправда, ибо инженеры используют это мышление явно не реже менеджеров)

Схема организации предпринимательства: http://ailev.livejournal.com/1289942.html, инновации и развитие: заклятые друзья -- http://ailev.livejournal.com/1306294.html,

Ещё я записал некоторое количество видео на канале Школы системного менеджмента: https://www.youtube.com/channel/UCJ0Uq_WB7GLmY-NTz2oFoUQ

Сформулировал, что нужно пытаться излагать системное мышление просто -- и наметил пути для достижения этого (хотя и призрачные): http://ailev.livejournal.com/1321677.html

Начал писать третью версию учебника, уже "системная инженерия" -- первая мысль появилась в начале ноября http://ailev.livejournal.com/1310496.html, какие-то формулировки на эту тему в виде "плана работ" дал в тот же день, "чтобы мысль в голове не зудела" -- http://ailev.livejournal.com/1310851.html, а объявил о том что, точно пишу (и в тот же день сел писать) 25 декабря -- http://ailev.livejournal.com/1321822.html

Отслеживание блокчейна запишу сюда -- это ж по факту ход на инструментарий системного менеджмента. Вот http://ailev.livejournal.com/1246025.html

Бекасово-2016 в апреле с Русским отделением INCOSE, уже седьмой год подряд -- http://ailev.livejournal.com/1260708.html, http://ailev.livejournal.com/1261133.html

В июле съездил в Одессу, и там по факту был полный день системного мышления с сопутствующими ему разговорами -- http://ailev.livejournal.com/1276728.html.

И да, ругался, тьфу, спорил время от времени с философами -- http://ailev.livejournal.com/1246990.html, http://ailev.livejournal.com/1253158.html -- Я там писал: "Вот везде чем современней, тем больше идей, плодящих эти идеи людей и отводимого в учебных программах времени на освоение идей этих людей. А в философии заповедничек: не философия преподаётся, а результаты археологических её раскопок, да ещё в привязке к фамилиям. В физике это бы означало, что подробно проходили бы все открытия Галилея, Фарадея и Ньютона. До Эйнштейна бы уже не доходили ввиду обилия физиков до него и нехватки учебных часов, а после Эйнштейна физика проходилась бы только на спецкурсах отдельных ВУЗов. Меня этот подход философов к преподаванию своего предмета всегда изумлял". А мне ответили, что количество интересных идей уменьшается со временем (для игры ответили, но позиция понятна). Я же на это: "Как свезло философам! Их предмет умирает и умирает! Для игры тоже скажу: если число идей в философии уменьшается со временем, а число идей в остальном мире только растёт -- то это означает, что в философии источник идей иссяк, идеи произрастают сегодня в других местах, любомудры появляются вне философии. Развитие же мира не остановилось, а ровно наоборот! А если философы будут утверждать, что число идей в мире конечно, и они их к 21 веку все придумали уже, то я радостно соглашусь: алхимия в плане идей закончилась уже, философия вот заканчивается )))". Мне в ответ на это -- что вообще число идей уменьшается, не только в философии )), а я: "Это число идей, замечаемых философами, уменьшается -- и по понятным причинам, в силу их специфического образования. Опять же для игры: если дикаря, воспитанного древними греками, привести в современный город, то он многих крутых идей и не заметит вовсе, до их понимания дело даже доходить не будет! )))". Эх, славно спорили -- но философов не проймёшь, всё это пустое, только студентов жалко (если философия для них не хобби, тогда пусть их -- хоть пои крутят, хоть Желязны читают, хоть философов). И ещё про исторический подход в образовании как подготовку историков вместо деятелей -- http://ailev.livejournal.com/1285120.html, а потом и длинный пост "об философов" -- http://ailev.livejournal.com/1286824.html и ещё один с таким же названием "об философов" по итогам выступления на философском факультете МГУ -- http://ailev.livejournal.com/1294709.html.

Примеры для создания виртуального фасилитатора сотрудничества -- http://ailev.livejournal.com/1256648.html, распределённые реестры и идея о распределённых ALM и PLM -- http://ailev.livejournal.com/1259878.html, распределённый issue tracker для нейронета -- http://ailev.livejournal.com/1261047.html, формулирование софта КрупноСофт Мастерская для поддержки мейкерства http://ailev.livejournal.com/1262229.html и из этого в конце июня родился большой пост про системную информатику -- http://ailev.livejournal.com/1272169.html, её практики http://ailev.livejournal.com/1274210.html и "каким мог бы быть мегамоделер" -- http://ailev.livejournal.com/1273208.html и групповой мегамоделер http://ailev.livejournal.com/1275143.html, и дальше на уровень ниже -- новинки архитектуры systems frameworks http://ailev.livejournal.com/1277009.html, перехожу от слова "моделер" к слову "студия" и описываю возможные архитектуры в "Студии разные нужны, студии разные важны" -- http://ailev.livejournal.com/1280626.html и "штудии по студиям" http://ailev.livejournal.com/1281305.html. Немного смотрел и за другими архитектурными идеями, типа бессерверных микросервисов -- http://ailev.livejournal.com/1288350.html

Это всё про системное мышление и менеджмент. А вот про системную инженерию и инженерию как таковую я писал мало. Например, прояснил ситуацию с инженерией справочных данных в связи с "переносом западной практики BIM" в Россию -- http://ailev.livejournal.com/1288160.html, и даже обновил позицию по интеграции/федерированию данных жизненного цикла в 2016 с учётом "бибинарной модели мышления" -- http://ailev.livejournal.com/1307116.html. Равно как про менеджмент в его конкретных изводах, типа modern agile и его книжки -- http://ailev.livejournal.com/1288589.html

Но ещё выступил в октябре на SECR'16 с keytalk "Практики жизненного цикла систем машинного обучения", и там же дал мастер-класс по системному мышлению -- http://ailev.livejournal.com/1308520.html (доклад стал десятым по рейтингу в общем списке докладов, это круто! -- http://ailev.livejournal.com/1312922.html).

Классифицировал задачи по задействованию алгоритмов искусственного интеллекта в корпоративном софте -- http://ailev.livejournal.com/1312157.html, а затем доложил это на конференции по интеллектуальному производству -- http://ailev.livejournal.com/1313432.html.

А ещё я весь год был директором по исследованиям в Русском отделении INCOSE и был переизбран ещё и на 2017 год. Этот год был замечателен тем, что часть оргработы взял на себя Совет Директоров (за что я ему очень благодарен).

Ну, и была клиентская работа -- в этом году главным образом с машиностроителями.

2. Методология образования
Можно чётко указать, когда в 2016 году я обратился к теме образования и его методологии -- это 11 апреля 2016 года, когда я в полвторого ночи, сходив перед этим на обсуждение требований к образованию, получаемых из разных представлений о путях развития общества, выпустил программный пост "проблематизация образования: чему учиться, если тебе выпало жить в эпоху перемен": http://ailev.livejournal.com/1258949.html, там ещё и много отсылок к политической философии. Удивительно, но линия политической философии пунктиром далее пошла по всей линии методологических рассуждений про образование и педагогику. Через три дня я попытался обновить свою программу общего верхнего образования, но провалился -- никакой стройной картинки образовательного бытия не появилось, разве что только некоторый набор поправок: http://ailev.livejournal.com/1259411.html. Проблема была поставлена, а потом предложено решение: "формальное образование в эпоху перемен", обучение всяким "мета" и многоуровневостям в мышлении, хотя это и явная "скрипка Энгельбарта", никому это вроде как не нужно -- но к мышлению нужно добавлять парочку "мета", в явный ущерб "материальному образованию"-- http://ailev.livejournal.com/1265432.html. Этот пост потом задал направление многих и многих других постов про развитие мышления в противовес некоторой энциклопедичности/материальности, которая была в эпицентре моих предыдущих образовательных программ. Дальше был пост про фундаментальное образование -- http://ailev.livejournal.com/1270874.html, потом "учим базовым навыкам, причём "мимо школы"" -- http://ailev.livejournal.com/1308210.html

В этом году я посетил серию из десятка круглых столов по методологии образования в МПГУ, и записал свои мысли, приходившие в голову во время заседаний:
-- первый с постановкой проблем, http://ailev.livejournal.com/1267947.html, "на какие вызовы человечества могут помочь ответить когнитивные науки".
-- второй, доклад Генисаретского про "педагогика на психологии с возвращённой душой": http://ailev.livejournal.com/1272745.html (и сюда же заметка про Кена Генисаретского и Олега Уилбера -- http://ailev.livejournal.com/1279989.html)
-- второй, доклад Зискина про несоветскую педагогику: http://ailev.livejournal.com/1272887.html
-- третий, обсуждение фундаментальных исследований: http://ailev.livejournal.com/1274858.html
-- четвёртый, продолжение обсуждения фундаментальных исследований: http://ailev.livejournal.com/1279588.html
-- пятый, доклад В.Малявина про восточное образование и телесность: http://ailev.livejournal.com/1293882.html
-- шестой, доклад М.Кларина про новизну как критерий: http://ailev.livejournal.com/1298247.html
-- седьмой, доклад О.Баксанского про когнитивную науку: http://ailev.livejournal.com/1301512.html
-- восьмой, доклад В.Меськова про возврат души в психологию: http://ailev.livejournal.com/1313725.html
-- девятый, доклад В.Аршинова про сложностность и вывод про опасность проектирования общества: http://ailev.livejournal.com/1314573.html
-- десятый, доклад А.Сидоркина, про учение как труд и технологии мотивирования учащихся: http://ailev.livejournal.com/1316601.html

Сюда же про необходимость разделения образования и воспитания -- http://ailev.livejournal.com/1290594.html

Началось с уточнения эскиза образовательного проекта (описал какие-то технологии, которые могли бы пригодиться) -- http://ailev.livejournal.com/1277589.html, "Системная сложность есть, а поговорить не с кем" про сложность разговора про все образовательные технологии и содержание образования из этого поста про эскиз -- http://ailev.livejournal.com/1277840.html.

Потом был проект по созданию задач, начавшийся с разработки методологии: как получить системную метанойю (т.е. получить беглость -- я тут вспоминаю про hard fun) http://ailev.livejournal.com/1278095.html и я тут ввожу понятие мыслем, потом я перечисляю мыслемы (мышлемы) для системного мышления, это центральное место во всей серии постов -- http://ailev.livejournal.com/1278600.html. Далее предложено создать тренажёр системного мышления -- http://ailev.livejournal.com/1278936.html, даны три примера заданий для тренажёра -- http://ailev.livejournal.com/1279331.html и разбор заданий http://ailev.livejournal.com/1280943.html.

Говорю о том, что образование должно быть мимо школы, внутри школьной системы ничего не получится: -- Мимо школы -- http://ailev.livejournal.com/1280262.html (а с учётом нового министра образования, то не только мимо школы, но и подальше от неё -- http://ailev.livejournal.com/1287455.html), сравниваю обучение мышлению и обучение в музыкальной школе как альтернативу обучению внутри школы -- http://ailev.livejournal.com/1290259.html. И делаю заметки по тому, что происходит в плане профессионального образования: государственные профессиональные стандарты это зло, а вместо этого нужно учить базовым навыкам -- http://ailev.livejournal.com/1310449.html

И формулирую последовательность образования: понимание теории, упражнения на поставленных задачах и опыт постановки задач в реальной жизни, "Curriculum learning для системного тренажёра" http://ailev.livejournal.com/1282190.html. Дальше я продолжил в сторону blending learning в "Осознанность против зеркальных нейронов" http://ailev.livejournal.com/1284158.html и "Пониманию учить вдвое дольше, чем просто навыку -- http://ailev.livejournal.com/1285014.html", а также добавил про concept inventory в задачах в "Оценка результатов обучения и Modeling Theory of Science, Cognition and Instruction -- http://ailev.livejournal.com/1285980.html. А ещё как выявлять ошибки учеников и избавляться от них -- http://ailev.livejournal.com/1300057.html. И главное -- методические рекомендации по решению задач по системному мышлению, которые можно использовать для разбора задач (я давал их читать своим ассистентам, чтобы им легче было справиться с учениками): Об решение задач, в том числе по системному мышлению -- http://ailev.livejournal.com/1302039.html, а ещё про то, как отождествляют яблоки из задачи с яблоками из жизни -- http://ailev.livejournal.com/1306655.html

Затем я сформулировал список мета-компетентностей к формальному образованию http://ailev.livejournal.com/1283133.html, и развернул этот список в за пределами STEM-образования -- http://ailev.livejournal.com/1283663.html, потом развернув ещё и материал по логике -- рациональному мышлению и его логическим основаниям, http://ailev.livejournal.com/1311261.html. Не забываем, что системное мышление тоже было развёрнуто на уровне мышлем тут: http://ailev.livejournal.com/1278600.html. Увы, развернуть computational thinking у меня в 2016 году так и осталось в планах. И ещё я написал обзорный текст "Мышление и как ему учить" -- http://ailev.livejournal.com/1296858.html

Проект Тренажёр клуба одиноких мозгов сержанта Солта был сформулирован в http://ailev.livejournal.com/1284767.html, в посте "подстрочник рассказа о тренажёре клуба одиноких мозгов сержанта Солта" http://ailev.livejournal.com/1287293.html я привёл слайды и краткий список постов с методматериалами, по этим слайдам прочёл доклад про тренажёр мышления на конгрессе психонетиков http://ailev.livejournal.com/1294454.html.

Робототехника: роботы не как роботы, а модели для обучения информатике -- http://ailev.livejournal.com/1250481.html и более развёрнуто в http://ailev.livejournal.com/1265432.html. Интересно, как нужно перестраивать образование в школе, чтобы выпускники (в 11 классе ведь далеко уже не детки, а вполне половозрелые особи) понимали, как устроен их окружающий мир -- имели мировоззрение. А то ведь с этой киберфизикой повсюду теперь магия, чистая магия (вспоминая третий закон Кларка, что "любая достаточно продвинутая технология неотличима от магии" и трактуя "достаточно продвинутую технологию" как непонимаемую отличником-выпускником школы) -- http://ailev.livejournal.com/1261758.html. А вот ещё про "образовательную робототехнику" (и стёб про "образовательную педагогику"), с предложением ввести системную робототехнику как системную инженерию: http://ailev.livejournal.com/1278294.html. И ещё об "робототехнику" как дисциплину: http://ailev.livejournal.com/1280086.html. И ещё про "школьный предмет технология" -- http://ailev.livejournal.com/1290016.html

Мои намётки по образованию по computer science для начинающих -- http://ailev.livejournal.com/1274596.html (и это пока не про computational thinking), про Гомельскую школу обучения программированию --http://ailev.livejournal.com/1275421.html, про ПиктоМир и КуМир как технологии к дисциплине алгоритмики http://ailev.livejournal.com/1282836.html. И вопрошание (безуспешное) про результативность олимпиад в плане образования -- http://ailev.livejournal.com/1284371.html. Ещё дискуссии про определения computational thinking, computer science, информатику и т.д. у Анатолия Шперха: http://ailev.livejournal.com/1311786.html

Критика современного школьного образования в количестве в начале сентября: школа как портал в прошлое на примере черчения -- http://ailev.livejournal.com/1290754.html, критика теория мелкой моторики как аргумента про черчение в составе школьных дисциплин -- http://ailev.livejournal.com/1291647.html, мелкие заметки на эту тему в http://ailev.livejournal.com/1291128.html и http://ailev.livejournal.com/1292542.html, завершение дискуссии про черчение и мелкую моторику http://ailev.livejournal.com/1291971.html и даже после этого хвост дискуссии уже в конце октября -- http://ailev.livejournal.com/1305983.html. Критика школьной литературы -- http://ailev.livejournal.com/1295195.html, http://ailev.livejournal.com/1301173.html и жуткого русского языка в басне "Обоз" Крылова, которую в школах до сих пор учат наизусть: http://ailev.livejournal.com/1307782.html.

3. Когнитивные архитектуры
Мои разбирательства со слабым искусственным интеллектом затруднились в этом году тем, что там к концу года вышли на скорость "два прорыва в неделю" (http://ailev.livejournal.com/1312922.html -- это сказал В.Дунин-Барковский на конференции Skolkovo.AI в середине ноября).

Год начался с того, что я читал Нандо де Фрейтаса, много думал: http://ailev.livejournal.com/1240509.html -- там есть мысль, что все эти онтологии и embeddings, да и вообще "семантика" как таковая это только priors, способ задать какие-то начальные значения для мышления. Но мышление ни разу не ограничивается этими "значениями", оно работает далее с конкретными ситуациями, уточняя все вероятности. Затем продолжил мысли с онтологизацией (репрезентациями типов) -- http://ailev.livejournal.com/1245941.html. Но вот линии "дифференцируемых машин Тьюринга" я касался мало, разве что чуть: http://ailev.livejournal.com/1249803.html, а иногда и просто делал обзоры происходящего, "хроники весны искусственного интеллекта" -- http://ailev.livejournal.com/1254558.html, http://ailev.livejournal.com/1259053.html, http://ailev.livejournal.com/1264780.html, http://ailev.livejournal.com/1297604.html, http://ailev.livejournal.com/1304964.html, http://ailev.livejournal.com/1313161.html, в том числе оптический компьютинг -- http://ailev.livejournal.com/1267455.html и вообще аппаратура интеллект-стека с предложенной мной классификацией видов компьютинга http://ailev.livejournal.com/1293810.html, нейроэволюция http://ailev.livejournal.com/1269542.html, непопсовая лента о будущем -- http://ailev.livejournal.com/1285862.html, стадионы для ИскИнов -- http://ailev.livejournal.com/1300315.html. В интересные времена мы живём, когда какие-то исследования по искусственному интеллекту можно делать даже дома -- "Суперкомпьютер для искусственного интеллекта сегодня стоит как роскошный автомобиль, потребляет электричество как роскошный пылесос, какой-нибудь хипстер вполне может приобрести его исключительно для развлечений и держать мощность 170ТFLOPS дома, просто "чтобы было", http://ailev.livejournal.com/1257675.html.

В сентябре выступил на ICBDA'16 с версией интеллект-стека 2016 года -- http://ailev.livejournal.com/1296272.html

Пост про онтосинтез, онтоанализ, онтопроектирование и онтомайнинг, онтоэволюцию и онтоисследования -- http://ailev.livejournal.com/1262741.html (по материалам посещения семинара памяти Дудченко 6 мая 2016). Моя космонтика, "короткая теория всего" -- http://ailev.livejournal.com/1268678.html. Нетекстовые нотации и работа с ними: диаграмма стоит дюжины фотографий -- http://ailev.livejournal.com/1256232.html. Визуальная поддержка математического мышления в http://ailev.livejournal.com/1285862.html

Уровни и клочки абстрактности в нейронных сетях -- http://ailev.livejournal.com/1266411.html, подборка материалов про связь символического и коннекционистского подхода http://ailev.livejournal.com/1266905.html, глубокое против глубинного в именовании обучения: http://ailev.livejournal.com/1251509.html и важнейший для меня пост про глубину (скрытое измерение) в языке: http://ailev.livejournal.com/1274014.html, важность наличия уровней абстракции для обработок текста. И дальше пошло про онтологии -- "коннективистская весна онтологической инженерии", про semantic spaces -- http://ailev.livejournal.com/1283541.html, теоркатегорная композиционная распределённая семантика http://ailev.livejournal.com/1284038.html, множественность парадигм в когнитивных архитектурах -- http://ailev.livejournal.com/1310114.html.

У меня изменилось понимание слов "интуиция" и "чуйка" и я по-другому начал их употреблять (вместо "контринтуитивности" речь пошла о коннективистских представлениях) -- http://ailev.livejournal.com/1295595.html, а в июле появился важный текст "Об членораздельное и голографическое в социологии", по статье В.Широнина -- http://ailev.livejournal.com/1281819.html. В августе я написал про "выучить онтологию, а потом творить с её помощью" -- http://ailev.livejournal.com/1289718.html, где разбирал разницу между "придумкой" кого-то одного очень умного и shared (folk) онтологией. А в октябре вышел программный текст про онтологии и бибинарную модель мышления: http://ailev.livejournal.com/1305176.html и потом я обновил позицию по онтологиям в интеграции/федерировании данных жизненного цикла с учётом этой бибинарной модели мышления -- http://ailev.livejournal.com/1307116.html.

Затем я поднял тему бихевиоризма, корпоративных KPI и искусственного интеллекта -- http://ailev.livejournal.com/1322278.html, заметив, что корпорации тоже внутри себя по факту используют тупые простейшие модели RL и получают примерно те же неприятные эффекты этих простых моделей.

Обобщил я все свои искания по поводу когнитивных архитектур в предновогоднем (31 декабря 2016) посте "Когнитивная архитектура: что там должно быть" -- http://ailev.livejournal.com/1322862.html

Доклад по образованию по машинному обучению в МТИ -- http://ailev.livejournal.com/1267994.html, мифы и реальность киберэкспертизы в РВК -- http://ailev.livejournal.com/1272442.html.

Мысль о том, что "искусственный интеллект" признают интеллектом только тогда, когда он побьёт все естественные интеллекты я твержу с февраля -- "Мой пойнт в том, что люди и сами несовершенны в коммуникации и понимании текстов, но за компьютером достижения какие-то признают только тогда, когда он победит "чемпиона мира" -- скажем, в мировой олимпиаде переводчиков, или совершит ещё какой-то аналогичный подвиг. А если это будет победа не над чемпионом мира, а чемпионом Европы, то опять будет смачно зафиксировано "отсутствие прогресса в компьютерной лингвистике". И никакие метрики и бенчмарки не будут засчитаны за аргумент", http://ailev.livejournal.com/1246025.html.

Фейсбук, который хочет стать собеседником в ведущихся в нём разговорах: http://ailev.livejournal.com/1253634.html, "Очередной русскоязычный клон фейсбука назовут не "одноклассники" или "вконтакте", а "собеседник" или "третьимбуду"", причём "В фейсбуке интересно ... разговор с группой, а не персональный ассистент (даже ассистент-продавец, он тоже персональный)".

Проблематизация виртуальных персональных и групповых ассистентов -- http://ailev.livejournal.com/1254114.html (им почему-то трудно придумать занятие, ибо идёт дисинтермедиация -- отдельные аппы становятся такими смышлёнными и простыми в общении, что не нужны посредники-ассистенты, позволяющие снизить сложность и затраты времени на общение с ними. Секретарш увольняют, массово). А тут наоборот, автоматизация "подсказок" того, что следует говорить -- "добавление мультур к культур", http://ailev.livejournal.com/1269236.html. А вот сервис закон.пробки -- вероятность прохождения того или иного закона с машинным обучением на базе результатов уже прошедших голосований: http://ailev.livejournal.com/1278981.html. А ещё оценка трудоёмкости заданий методами машинного обучения -- http://ailev.livejournal.com/1292843.html. На такси без водителя в магазин без кассира -- http://ailev.livejournal.com/1318136.html.

"Роботы уволены! Да здравствуют роботы!!: http://ailev.livejournal.com/1249681.html -- отказ от роботизации при производстве роботов, причуды сегодняшнего момента в тотальной автоматизации. Пятнадцать секунд моего говорения про слияние людей и роботов опубликовал Forbes -- http://ailev.livejournal.com/1308019.html

Безопасность машинного интеллекта, которая должна быть просто инженерной рутиной: http://ailev.livejournal.com/1252514.html, отлаживание киберфизических систем с использованием практик continuous delivery и контейнеризацией как архитектурным решением для этих практик -- http://ailev.livejournal.com/1252753.html. А ещё целый доклад "персональные и коллективные виртуальные ассистенты и privacy" на Future Foundation Technology Ethics Conference -- http://ailev.livejournal.com/1300823.html

Вопрос про компьютерное творчество стоял ребром: много ссылок по компьютерной креативности и теориям творчества в мартовском http://ailev.livejournal.com/1251987.html, июньском http://ailev.livejournal.com/1269325.html, августовском http://ailev.livejournal.com/1287681.html, сентябрьская подборка ссылок по теориям творчества в http://ailev.livejournal.com/1293469.html и http://ailev.livejournal.com/1297969.html, мысли про абстрактную порнификацию как искусство -- http://ailev.livejournal.com/1306600.html, прохождение поэтического теста Тьюринга на китайском и мысль, что шестикрылый серафим из пушкинского пророка это система машинного обучения -- http://ailev.livejournal.com/1309847.html, музыка, не связанная марковской цепью http://ailev.livejournal.com/1317159.html и про музыкальный тест Тьюринга, который проходится снова и снова -- http://ailev.livejournal.com/1319619.html.

Поучаствовал в хакатоне DeepHack, прочёл там лекцию на английском "Machine Learning Engineering" http://ailev.livejournal.com/1245043.html (после репетиции на 109 заседании Русского отделения INCOSE -- http://incose-ru.livejournal.com/54290.html, и последующей доработки доклада), и по числу просмотров на конец года уступил только лекциям Kunghyun Cho, Phil Blunsom, Quoc Le, Tomas Mikolov (https://www.youtube.com/channel/UCJ-6K2HGA0hpQytlSM7FBVQ).

Особо интересовался модульностью В марте сделал доклад по плохой модульности коннекционистских и знаниевых систем на 112 заседании Русского отделения INCOSE: "Инженерия систем с плохой модульностью и гранулярностью: предприятия, искусственные нейросети, психика" (и получил по нему ещё некоторое количество комментов в http://ailev.livejournal.com/1254961.html), потом в сентябре большой текст про модульность -- http://ailev.livejournal.com/1294242.html, обсуждение вреда и пользы модульности в цифровом производстве в http://ailev.livejournal.com/1297397.html и пост про компонуемость и композициональность коллаборативных роботов -- http://ailev.livejournal.com/1299728.html. Дальше это доложил в keytalk "Практики жизненного цикла систем машинного обучения" на SECR'16 -- http://ailev.livejournal.com/1308520.html

Эволюционная робототехника -- http://ailev.livejournal.com/1288796.html и про проверку результатов биологической эволюции методами машинного обучения -- http://ailev.livejournal.com/1316255.html.

10 июня провёл семинар "Что известно о будущем" -- http://ailev.livejournal.com/1261429.html, http://ailev.livejournal.com/1267068.html, а ещё участвовал в телепередаче на "Культуре" про ужасы будущего: http://ailev.livejournal.com/1264535.html, вёл панель по цифровой трансформации на Smart Company 2016 -- http://ailev.livejournal.com/1302570.html. И высказался про то, что сингулярность свистит уже мимо нас, а мы в ней не участвуем, а только свидетельствуем (и мой семинар о будущем в каком-то смысле ровно об этом) -- http://ailev.livejournal.com/1270737.html. Пост "чистый подрыв, подо всей цивилизацией сразу" -- это комментарий к мартовскому докладу Tony Seba http://ailev.livejournal.com/1307264.html.
Сюда же можно отнести публикацию в "Если" про "Игеоибиоценозы. А разум пахнет разумом, ты как ни назови" -- http://ailev.livejournal.com/1268834.html.
* * *
Это примерно половина того, что было прихвачено мной в 2016 году. Ещё будет пост про социальные последствия роботизации, инженерию (кибер)психики, да домашний дневник.

А вы, читатели моего "Лабораторного журнала", что прихватили от меня?
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments