Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Задачи по системному мышлению выпущены

Сегодня ночью первая полная версия задач по системному мышлению (218 задач на 39 тем, всего 55 страниц текста) ушла студентам по двум программам межвузовской магистратуры по техпредпринимательству (МФТИ, МИФИ, МИСиС, СФУ) и курсантам Школы системного менеджмента, это вместе с преподавателями и ассистентами примерно сотня человек. Обучение системному мышлению уже никогда не будет прежним.

Поздравляю всех восьмерых причастных:
Анатолий Левенчук -- методология, редактирование, задачи
Виктор Агроскин -- редактирование, задачи
Марк Акоев -- адаптация к moodle
Надежда Мороз -- задачи
Илья Бурдин -- задачи
Михаил Бухарин -- задачи
Алексей Тимченко -- задачи
Александр Турханов -- задачи

Методология тренажёров мышления была изложена в постах, собранных в http://ailev.livejournal.com/1287293.html, набор тренируемых мышлем в http://ailev.livejournal.com/1278600.html. Первые полсотни этих задач уже были обкатаны на живых людях, первый опыт был обобщён в http://ailev.livejournal.com/1302039.html.

Задачи появляют выявлять довольно тонкие непонимания, особенно если студенты начинают вспоминать, что там было в разных задачах и что там говорилось в учебнике. Например, студенты сообразили, что несобранный стол, а только комплект деталей стола -- это ещё не стол, а вот самолёт без двигателя -- это ещё самолёт. Как же так? Почему задачи предлагают разные ответы? А потому как в наборе деталей стола нет функциональных мест, это просто набор модулей. А в самолёте без двигателя функциональное место для двигателя есть -- поэтому он уже самолёт, хотя и не полностью собранный. Эмерджентность системы возникает, конечно, не в тот момент, когда в неё вставляют последний модуль, приносящий работоспособность. Это только в сказках так бывает, что последний штрих оживляет огромную конструкцию. В жизни всё устроено менее формально и более субъективно для каждого стейкхолдера, но эту неформальность и субъективность вполне можно обсуждать -- в этом и сила системного подхода. Задачи тут оказываются бесценным материалом, они обеспечивают понимание материала учебника и лекций, готовят к последующему переносу мышления на реальные проекты.

Сегодня (12 октября 2016) на 118 заседании Русского отделения INCOSE я буду рассказывать про преподавание системного мышления. Кому любопытно, приходите -- это будет в 18 часов в семинарском зале на первом этаже здания компании "НИАЭП-Атомстройэкпорт" (Дмитровское шоссе, дом 2 -- три минуты от метро "Дмитровская": http://www.atomstroyexport.ru/contacts/contacts/. Постараюсь ответить на все вопросы и покажу самые свежие варианты ключевых диаграмм и последовательности их появления в курсе, а также общей конструкции курса с использованием тренажёра (blended learning).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments