Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

lytdybr

В кулуарах вчерашнего тренинга "Развитие и совершенствование" участники сравнили системный подход со скрипкой Энгельбарта (система усиления человеческих возможностей, которой никто не хочет учиться пользоваться, как никто не хочет учиться играть на скрипке -- http://ailev.livejournal.com/1158826.html). Ага, системный подход с его усилением человеческих возможностей, как рояль Левенчука: замануха, что извлечь любой звук проще, чем на скрипке -- достаточно нажать на клавишу, а потом всё одно учиться играть до профессионального уровня будет так же долго, как на скрипке. Никто не хочет учиться играть на скрипке, никто не хочет учиться играть на рояле. Скрипачи и клавишники в природе существуют, так что не всё потеряно. Но это не массы, массы играют на плеерах, управляемых одной кнопкой.

Мучает меня тема слабой модульности (для модулей) и гранулярности (для компонент) -- она проявляется в предприятиях, искусственных нейронных сетях, психике. Сжёг за собой мосты, готовлю на послезавтра на эту тему доклад на заседании Русского отделения INCOSE. И уже купил путёвку в Бекасово, на седьмую рабочую встречу Русского отделения INCOSE по проблемам системной инженерии, она будет 21-24 апреля 2016 -- http://incose-7th.weebly.com/.

Позавчера был попсовый день: съемка на канале культуры, а потом написание двух поп-постов. Один пост (про счастье бесцельности, http://ailev.livejournal.com/1254147.html) перепостили в фейсбуке за два дня 129 раз и лайкнули 113 (https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10206701530590957), а в ВКонтакте его же перепостили 3 и лайкнули 9 раз (https://vk.com/wall2449939_680). Другой пост (про исследования в deep learning, http://ailev.livejournal.com/1254558.html) в фейсбуке перепостили 2 раза и лайкнули 30 раз, а вот ВКонтакте его же перепостили 11 и лайкнули 48 раз (https://vk.com/wall2449939_681). Какие они разные, люди фейсбука и вконтакта! И какой я стал попсовый!

Уже неделю проходит семейный совет о той границе изучения "вглубь" STEM, до которой будем дотягивать отрока -- после чего родительский гнёт по этим направлениям будет убран, и пинком под зад отрок будет отправлен набираться разнообразных впечатлений "вширь" (исходя из предположения, что дальше никакие пути ему не заказаны). Пока договорились, что:
-- информатика закончится на книжке http://interactivepython.org/courselib/static/pythonds/index.html (русский перевод -- http://aliev.me/runestone/. Это не я! Это переводил Али Алиев, https://github.com/aliev). Я -- А.И.ЛEВенчук, ailev). Спасибо otstavnov.com за наводку!
-- физика будет в объёме "Элементарного учебника физики" Ландсберга, http://www.alleng.ru/d/phys/phys64.htm.
-- математика закончится матаном на уровне первого курса инженерного ВУЗа и линейной алгеброй на таком же уровне. Хорошие учебники-задачники, документирующий этот самый уровень, ищем.
-- химия будет такой, какой её дадут в школе (то есть никакой). Нет никакой нужды её глубоко изучать. Когда-нибудь, если захочет, то сам выучит.
-- английский на уровне TOEFL или чего-то подобного.
-- системное мышление, на уровне моего учебного курса.
-- биология на уровне школьного курса, но с обязательными дополнительными материалами вокруг.
-- всё остальное устраивает на уровне обычной школы, будет как будет, не вмешиваемся.

Текущими темпами это всё должно закончиться задолго до одиннадцатого класса, дальше в фокусе будет разнообразие впечатлений, какая-то общая эрудиция, знакомство с жизнью. Но при этом мы понимаем, что уже будут наличествовать все интеллектуальные пререквизиты для биоинформатики, генетики, программирования игр, инженерии роботов, микробиологии, машинном интеллекте и т.д.. Проблемы из-за слабого знания математики-физики-информатики должны будут отсутствовать, останутся только проблемы потенциально интересующих отрока предметов.

Сегодня отрок попросил себя поздравить: он досмотрел все 500 серий мультиков Карамзина-Соловьёва "История государства Российского" -- https://ru.wikipedia.org/wiki/История_государства_Российского_(фильм). Запомнилось ему, как неправильно рисуют пушки: они сначала стреляют, потом ждут секунду, только потом откатываются. Ну, и регулярно забывают рисовать трёх человек, которые откатившуюся пушку возвращают на позицию. Что там было с таким подходом к просмотру усвоено из истории государства Российского -- неведомо, и лучше бы этого мне и не знать.

Растёт число роботов, ползающих по клетчатым реальным матам:
-- https://www.kickstarter.com/projects/primotoys/cubetto-hands-on-coding-for-girls-and-boys-aged-3
-- робот-вертун из ПиктоМира (http://www.piktomir.ru/) тоже вылез в физический мир: https://youtu.be/A1SUkmx74Wk. Я этому Вертуну верю много больше, потому как у команды ПиктоМира огромный опыт обучения алгоритмике, и школьной, и дошкольной. Мало ведь иметь робота, нужны для него комплекты задач и чёткое понимание, каким программистским концептам учишь.

В аквариуме у нас неожиданно завёлся прудовик. Сначала это был такой чёрный наростик на стекле, а потом оказалось, что нарост ползает и растёт. Теперь это большая улитка, третий обитатель, после сомика и петушка. Увы, основной жилец -- сиамский боевой петух -- подрастерял боевой пыл, потолстел сильно, вял, поблёк и плохо кушает. Он уже совсем старик, увы.

UPDATE: дискуссия в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/10206719601602721

А петушок-то ночь так и не пережил. Два года с небольшим -- стандартный срок для этих рыб, он ведь декабрьский 2013, http://ailev.livejournal.com/1099284.html
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 32 comments