Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Опрощение

Жена показала мне, что из стандартного задачника для седьмого класса по физике (Кирик) за последние годы были убраны многие задачи "высокого" уровня. В издании 2006 года они есть, в 2014 году эти задачи испарились -- что было "достаточным" раньше, стало "высоким" сегодня. Эквивалентные задачи нашлись только в программе аж девятого класса. Гипотеза такова, что опрощение математики (перегиб с арифметическим методом в начальной школе в ущерб алгебре и бег на месте с умножением в столбик в пятом-шестом) привёл к массовому неумению обращаться с формулами в седьмом классе. После чего просто пришлось зарезать и физику тоже.

Как в семье с этим боремся? У него ведь были определённые трудности с "единством STEM": где-то кусками он понимал физику равномерного (и равноускоренного -- это ему на курсах вдруг дали) движения, где-то кусками понимал тему "графики", где-то понимал тему решения уравнений, где-то запомнил пару физических формул для движения и работу с размерностями, из геометрии пришли все эти "отрезки" и "точки". Все кусочки знания есть, умение всё связать в единое рассуждение при решении задач -- этого пока нет. Знание каждого предмета было автономно: если он разбирался с физическим смыслом, то не мог перейти к решению уравнений. Если уж решал уравнения, то не спрашивайте потом про физический смысл получившегося в итоге решения. И задач уже нет, на которых эту связку можно отрабатывать! Выкинули инноваторы-реформаторы задачки из задачников, вот незадача!

В общем, получил отрок на каникулах набор задач из физики 9 класса, на которых всё это разодранное по разным предметам знание ему просто приходится сцеплять вместе. И это знание худо-бедно начало сцепляться. Как раз к концу каникул как-то сцепится. Никакого Питона не случилось, чисто ликвидация текущего опрощения. Просто чтобы физику знал примерно так, как в седьмом классе её знали мама и папа. Объяснили, что это просто семейная традиция такая, показали, как были изъяты задачи из задачника седьмого класса, пожалели всех остальных детей (он даже успел позвонить подружке и пожалеть её тоже).

Отрок даже не особо сопротивляется этой каникулярной нагрузке с решением задач: быть не самым последним учеником на вечерних курсах ему понравилось, и он чётко понимает, что домашний тренинг даёт ему вполне очевидное "конкурентное преимущество".

А куда же тратится время на уроках физики в школе и время домашних занятий? На выучивание определений! Меня когда-то учили решать задачи, и заодно знать определения (вспоминать их из того знания, которое употребимо для решения задач). А тут весь свисток уходит в заучивание определений, но не оперирование самими понятиями. За время надёжного заучивания одного определения можно решить пару задач. Минус две задачи на каждое определение -- это и есть цена такого подхода к образованию. В результате определение всё одно забудется через неделю после заучивания и ответа на уроке, а умение решать задачи так и не появляется.

И ещё одна гипотеза. То, что учителям не нужно ничего детям объяснять, а нужно всячески подводить деток к пониманию -- эта идея глубоко проникла в учительские массы. Подводить к пониманию деток масса так и не научилась, а объяснять уже перестала. Я уже от многих-многих слышу, что учителя в школе просто не объясняют свой предмет. Подразумевается (но не называется) тот самый flip teaching -- дают домой читать параграфы из учебника. Но на уроках вместо решения задач они просто проверяют, читаны ли параграфы (ибо да, быстро выясняется, что параграфы не читаны). Итого: на параграфы без объяснений уходит 100% времени дома и в школе, объяснений нет, задачи самые лёгкие (ибо на трудные нет ни сил, ни времени).

На следующем витке этой деградации выяснится, что плохо решаются и эти лёгкие задачи. Программа опростится ещё больше. Из задачника Кирика выкинут и то немногое, что там пока есть.

И тогда много-много учёных и педагогов радостно объяснять, что не всем детям нужно быть технарями -- знать математику и физику необязательно, чтобы быть юристом и товароведом, продавцом и водителем. Роботам, замечу, тоже не нужно знать математику и физику, чтобы замещать таких работничков. Зато из программы литературы никто материал не убирает: это святое, что я учил, то и моему отроку дают. Связь поколений у нас, оказывается, обеспечивается только через "Медного всадника", но не через формулы для равномерного движения.

Ничего, прорвёмся. Старые задачники и новая литература у нас дома в изобилии. Думаю, и у вас они тоже есть.

Конечно, ко многим учителям написанное тут не относится, но IMHO эти "многие" в масштабах страны -- песчинка.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments