Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Внимание, обучение, креативность и экзокортекс образца лета 2014

Внимание, обучение, креативность и экзокортекс тесно связаны. Например, внимание существенно растёт вместе с креативностью, если напоминания о делах выгружать в экзокортекс: методики типа GTD все как раз об этом.

Экзокортекс тоже не стоит на месте. Тупой бумажныйц блокнот сначала становится более-менее умным приложением GTD в смартфоне, а теперь экзокортексом хотят стать многочисленные "персональные ассистемнты". Вот свежее сравнение Siri и Cortana (Google Now проиграл подчистую -- http://appleinsider.ru/microsoft/smertelnaya-sxvatka-assistentov-siri-cortana-i-google-now.html, так что его выкинули из финала): http://appleinsider.ru/microsoft/v-chem-cortana-silnee-siri.html. Какие они пока тупые, эти "персональные помощники"! Но напоминания некоторых типов уже не нужно писать, их уже можно проговаривать голосом. Пару лет назад эти смартфоны толком слышать не умели. И вообще, iPhone с его управлением пальцем (а не стилусом, как у всех остальных) появился всего семь лет назад, смартфон с Android только шесть лет назад, планшет четыре года назад (iPad доступен с 3 апреля 2010 года, остальные производители занялись планшетами позже).

Дайте этим "персональным помощникам" ещё три годика (заодно чуть подрастёт по возможностям и "железо", и линии связи), они вам и сказку на ночь рассказывать будут, и иностранным языкам учить, а также выступят переводчиком (так что и учить язык стимул отпадёт), и прикинутся оркестром, если вы задумаете спеть (пристал, как пьяный до радио -- это как раз тот случай, только он уже будет не безнадёжный. Радио откликнется). Внутрь википедии эти ассистенты уже залезают (Cortana это очень хорошо делает), а не только дают ссылку на нужную статью в результатах поиска. На следующем такте "персональные помощники" будут залезать внутрь приложений из соответствующих "маркетов" -- находить нужные приложения, устанавливать их, задавать начальные параметры и читать вслух вам результаты. Экзокортекс станет не таким тупым, как сейчас. Он будет сам по себе творческим, знающим, инициативным.

Дальше будет слияние экзокортекса и тела, самыми разными путями. Например, подгоняя под человека те самые смартфоны и планшеты. Вот, вычислительная оптика позволит делать "безочковые дисплеи": http://newscenter.berkeley.edu/2014/07/29/vision-correcting-displays/. Зачем? Такие дисплеи могут быть настроены на сложные случаи нарушения зрения: “People with higher order aberrations often have irregularities in the shape of the cornea, and this irregular shape makes it very difficult to have a contact lens that will fit. In some cases, this can be a barrier to holding certain jobs because many workers need to look at a screen as part of their work. This research could transform their lives, and I am passionate about that potential”. То есть для улучшения зрения появляются три направления: сделать сам наблюдаемый предмет таким, чтобы он лучше был виден (в случае интернета вещей предмет спросит нательную сетку владельца, какое именно у него зрение, и подстроится), контактные линзы или очки с переменным фокусным расстоянием, затемнениями и прочими фишками управляемой оптики, а также чисто медицинские меры (вплоть до использования генетической медицины для получения гипервалидов по зрению).

Попутно вспомнился инженерный способ перехода к гипервалидам: поднятие тактовой частоты мозга за счёт перевода его нейронов на искусственные более быстродействующие (например, из углеродных трубок). Мозг ведь очень, очень медленный, хотя и очень параллельный. На новой элементной базе можно было бы ускорить мышление раз в двести-триста без проблем (22 миллиарда нейронов, 220 триллионов синапсов -- а ведь в современной микросхеме 7млрд транзисторов на эээ... три синапса каждый. Пока не сравнимо, но над этим уже работают). Вот размышления на эту тему от John Burch: A daily pill would supply nanomaterials and instructions for nanobots to form new neurons and position them next to existing brain cells to be replaced. These changes would be unnoticeable to us, but in six months, we would sport the new brain (http://www.nanofuture2030.com/?tag=augmentation-2). Ну, мне этим мозги уже, пожалуй, не вправят, но мой отрок уже может успеть под такую раздачу.

Вообще, мало кто учитывает этот тренд: много самых разных технологий развиваются одновременно. Так, тот же John Burch из соседнего абзаца пишет, что всенепременно регуляторы будут запрещать вождение машины с одновременным доступом к интернету сначала через очки, а затем и через контактные линзы -- и что люди будут игнорировать эти запрещения, хакая даже подчиняющийся таким ограничениям софт. Но то, что во времена повсеместного распространения таких очков и тем более контактных линз автомобили будут уже без водителя, он не думает. Большинство прогнозов устроены таким же образом: показывается новая фича и её последствия в условиях старого мира. А ведь этих новых фич будут десятки и сотни, и "последствия" одной фичи будут совсем другими в окружении всех этих новых фич! Вот почему я так негативно отношусь к фильмам навроде "Her" -- таких проблем, как в этом фильме, при таком уровне развития технологий, как там показано, просто не может быть.

Но вернёмся к вниманию, обучению и креативности. Всё-таки до появления этих крышесносящих в смысле крышезаменяющих технологий экзокортекса остался ещё десяток лет, и обидно было бы его терять. Хочется стать умнее и эффективнее уже сейчас, с теми смартфонами и планшетами, которые у нас уже есть, а не которые ещё только будут.

Тут тоже есть определённый прогресс: как Fosbury Flop (прыжок с перелетанием планки спиной вниз) был явлен миру только в 1968 году, а до этого много лет спортивное человечество не догадывалось, как устойчиво прыгать на высоту выше двух метров, так и в работе с мозгом на тему внимания, обучения, креативности с использованием современного компьютеризированного (а иногда и просто бумажного) экзокортекса открывается довольно много нового. Тем более, что уже сейчас у экзокортекса есть возможность обеспечивать коллаборацию через интернет (в тех же иностранных языках сервисы типа того же subuu.com и duolingo.com -- в толпе людей и мотивация повыше, и ошибки тебе быстрее и эффективней поправят, чем существующие на сегодняшний день алгоритмы).

Прежде всего, идёт стремительная технологизация (на удачу, вдохновение и талант преподавателя уже надежды нет, люди ищут надёжный и быстрый метод инженерии психики -- результат хочется иметь гарантированным за заранее известное минимальное время) достижения желаемого уровня внимания, скорости обучения и надёжности в креативности. Одновременно всё больше и больше осознаётся взаимная связь всех этих технологий, и переплетённость:
-- технологии внимания (в том числе личной эффективности -- неотвлекаемость, осознанность, усидчивость и отсутствие прокрастинации) оказываются ведущими. Заговорили даже о том, что гены усидчивости и способности к повторению тупых тренировок являются частью генетической поддержки таланта (http://ailev.livejournal.com/1124592.html).
-- технологии образования (дисциплинам, языкам) и обучения (практикам работы с какими-то конкретными инструментами и рабочими продуктами), далее переходим к технологиям внимания как не дающим нормально учиться.
-- технологии креативности/думания/творчества (типа того же ТРИЗ или исследований математиков на тему как они работают), далее опять переходим к технологии обучения как не дающим необходимого уровня знаний для приличных результатов творчества, а заодно необходимым для научения собственно креативности.

Моя мысль тут в том, что создавать все эти технологии можно и нужно независимо, а вот применять получится только в совокупности. Ибо никакая технология даже оптимального обучения не пройдёт без нужного уровня усидчивости (на изначальную усидчивость нельзя надеяться), а никакая технология творчества не сработает без дОлжного обучения (на изначальную оптимальность процедуры обучения нельзя надеяться). Тот же ТРИЗ -- это довольно много информации (те же 40 способов решения технических противоречий -- как быстро их можно запомнить? Как быстро вам станет скучно и вы плюнете на обучение?).

Так что для инженерии психики это важная и интересная задачка. Может быть, мне для системноинженерного мышления нужно не только материал давать, но и какие-то предписанные способы его освоить -- чтобы не тратить лишнего времени сотрудников клиента или времени студентов на их освоение неэффективными методами.

Хорошие хинты в этом направлении -- это обучение языкам, и смотреть нужно на то, как учат грамматике, а не словарному запасу (хотя про словарный запас тоже важно: правильная грамматика на нулевом словарном запасе бесполезна, а большой словарный запас с нулевой грамматикой и невербальными методами донесения смыслов вполне может помочь). Грамматика -- это как раз про паттерны, как нужно комбинировать элементарные навыки и действия. Любая дисциплина (и, тем более, практика в смысле Essence) имеет свои паттерны мышления -- при этом паттерны описываются обычно грамматиками. Вот и нужно думать, как эффективные способы обучения грамматике из естественных языков перенести на изучение искуственных языков сначала, а затем и на практики в общем виде -- с учётом этого стека "внимание -- обучение -- творчество". Я писал об этом уже (там даже есть некоторое количество ссылок на места, где обсуждаются проблемы технологического преодоления ограничений мозга, навроде реализации откалиброванного по результатам экспериментов алгоритма "повторений вовремя" для борьбы с угасанием памяти в программах типа Anki): http://ailev.livejournal.com/1128482.html и http://ailev.livejournal.com/1128881.html. По работе с осознанностью/вниманием ещё можно порекомендовать ссылочки в комментах тут: https://www.facebook.com/groups/nevronet/331243420375319/).

Вполне себе задача для инженерии психики, вполне себе задача для openmeta. Только дойдут ли в ближайшее время у меня до неё руки, чтобы заниматься этой задачей не урывками? Хватит ли внимания, обученности, креативности и текущего моего экзокортекса образца лета 2014 года? Не знаю, жизнь покажет. Но, как минимум, на эту тему можно пока начитываться по исследованиям тех людей, которые занимаются обучением иностранным языкам (они разве что креативность не обсуждают, но если недоразобрался с вниманием-обучением, то до креативности уже руки не доходят: креативное комбинирование ноля с нулём даёт на выходе креативный нуль). Но эти исследования обучения иностранным языкам нужно суметь как-то обобщить, чтобы потом перенести их опыт на другие дисциплины.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments