Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Юбилей Лиги школ

Побывал сегодня на 20-летии Лиги школ (http://www.liga1199.ru/). Как сказал директор (крутой программист Сергей Бебчук, который решил бросить программирование и основать школу -- двадцатилетие этого как раз и праздновалось сегодня), каждый год такой школы должен зачитываться за пять, так что это практически столетие. Да, для меня это полная неожиданность: я-то даже одно из имён школы в 1993 году придумал, "Москварель" (правда, это имя так и не пригодилось -- в итоге всех победила история о том, что "каждый отдельный преподаватель должен быть таким, чтобы иметь свою школу. Следовательно у нас Лига Школ").

Интересно, что 20 лет практически не меняется не только Конституция школы, но и содержание образования. Нововведения крайне редки. Разве что физику недавно отменили в седьмом классе, её будут начинать в восьмом: по словам Бебчука физику учить в седьмом классе рано и поэтому бесполезно, ибо в седьмом классе ещё не хватает знания математики. А "передний край" образования обеспечивается не столько за счёт того, что само содержание образования обновляется, сколько за счёт того, что преподаватели сами работают в своих предметах "на переднем крае", что и обеспечивает консервативность и передовость одновременно.

Я сам бы с этим не согласился. Мне кажется, что за последние пятнадцать лет существенно изменилась культура -- как собственно живая (а не музейная, "вечноживая") художественная культура, так и технологическая (инженерная и менеджерская) культура. Ну, и круто поменялись возможности по объяснению тех или иных предметов (среды компьютерного моделирования и робототехника в части математики-геометрии-физики-информатики, понимание системного подхода, зафиксированное в современных инженерных стандартах, и т.д.). То, что в 2000 году было последним писком художественно, производственной, менеджерской и т.д. моды, в 2013 году можно найти в учебных программах ВУЗов, но в самых передовых школах (начальной, средней, старшей) это тоже должно появляться осознанно, а не как "случайный продукт от общения с крутыми преподавателями" -- это как с информатикой, которая в 1975 году с производства пошла в ВУЗы, в 1985 году было принято решение о преподавании информатики в школах (с 7 класса), а сейчас обучение программированию по факту возможно с младших классов. То же самое происходит с инженерией. Ещё пару лет назад я очень осторожно говорил бы о том, как рассказать школьникам устройство инженерного проекта -- как большие коллективы делают проекты. А с появлением таких мощных мыслительных средств, как OMG Essence, я готов прикидывать, как объяснять инженерное дело ещё в школе, не откладывая это до ВУЗа.

Почему это меня волнует, если я консультант и работаю со взрослыми? Только сегодня я услышал от одного из инженеров в компании клиента, что "он уже слишком старый, чтобы учить что-то новое". Если мне удастся сделать материал таким, чтобы это был "материал для средней школы", то мне будет много проще работать с такими людьми. Собственно, это уже происходит. Мне потихоньку зубодробительный материал системного подхода удаётся разъяснять всё проще и проще, менее и менее запутанно, этот материал вызывает всё меньше и меньше отторжения у производственников. Если удастся сделать так, чтобы это было понятно даже школьникам, то у меня будет много меньше проблем с производственниками (ибо производственники отторгают материалы той сложности, что положено давать студенам: предложите 50-летнему инженеру освоить что-нибудь по сложности похожее на матан для третьекурсников и послушайте реакцию. Но если сказать, что речь идёт о сложности похожей на сложность 8-го класса школы, то будет хотя бы предмет переговоров).

Но сама школа (даже такая, как наикрутейшая Лига школ) отнюдь не жаждет менять свои программы в части содержания -- все перемены сводятся к "подробнее" или "по верхам", "раньше" или "позже" для одного и того же. Ну, и нужно учитывать, что для любого нового предмета преподавателей (настоящих, т.е. которые хотят и могут) будет на первых порах с гулькин нос, а профанаторов (которые не могут, а некоторые из них и не хотят) будет почти 100%.

Но это я залезаю уже на полянку организаторов образования, ну его. Бебчук директор школы, вот он пусть с этим и разбирается. А я буду снижать планку трудности по новым важным (настолько важным, что их считаю общеобразовательными) предметам, чтобы у него и таких как он (он утверждает, что подобных школ в России порядка десятка) при возникновении желания была бы и возможность включить такой новый предмет в программу).

Интересно будет прийти на юбилей Лиги Школ ещё через двадцать лет, поглядеть, что изменится.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment