Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Типовая программа тьюториалов по системной и организационной инженерии, осень 2013

Вот типовая программа тьюториалов TechInvestLab по системной и организационной инженерии на осень 2013:

1. Системноинженерное мышление в управлении жизненным циклом
1.1. Системная инженерия
Понятие о системной инженерии. Необходимость системной инженерии. Разделение труда как способ борьбы со сложностью инженерных проектов, театральная метафора. Ограничения системной инженерии. Стандарты системной инженерии. Техническое лидерство.

1.2.Основные сущности инженерного проекта.
Ситуационная инженерия методов. Инженерия как теория. Области интереса инженерной компании (клиентская, инженерного решения, предприНятия). Диаграмма основных альф инженерного проекта (стейкхолдеры, возможности, воплощение системы, определение системы, команда, технология, работа).

1.3. Понятие системы.
Система и деятельностный подход. 4D экстенсионализм и операция замены системной компоненты. Множественность определений и описаний системы. Место науки.

1.4. Стили определения системы.
Модальности описаний и требования. Архитектурные описания. Краткие характеристики основных стилей определения системы – модульных, компонентных, размещения.

1.5. Управление жизненным циклом
Различные формы описания жизненного цикла. Многомерное описание жизненного цикла. Практика контрольных вопросов. Карточки контрольных вопросов и игры с ними.

2. Стратегирование и клиентская работа
2.1. Предпринимательство
Праксеология и экономика. Рынок. Капитал. Предприниматель, инвестор, наёмный менеджер. Место предпринимательства: между альфами возможностей и технологии. Цель существования фирмы.

2.2. Стратегирование.
Понятие о стратегии: 5P по Henry Minzberg, тест Портера по фокусированности. Порочность практики «стратегического управления». Стратегии становящиеся и разрабатываемые, discovered и invented. Бытовое стратегирование. Стратегирование как «осознанность». Провал стратегий. Коммуникационный смысл стратегии, независимость формы от содержания.

2.3. Карта результатов и действий
Построение карты результатов и действий (модификация strategy and tactic tree Э.Голдратта). Миссия. Слоган (предельное основание для действия).

2.4. Бизнес-архитектура.
Понятие бизнес-архитектуры. Сети пользы (value networks) и VDML, Генератор бизнес-моделей.

2.5. Методы продаж в инженерии
Особенности инженерных продаж. Метод SPIN. Метод Mafia offer из теории ограничений.

2.6. Работа со стейкхолдерами и возможностями.
Стейкхолдеры и возможности в жизненном цикле: за пределами инженерии требований. Способы представительства разных категорий стейкхолдеров, исходя из театральной метафоры. Луковичная диаграмма. Основы конфликтологии («принципиальные переговоры»).

3. Практики моделеориентированной системной инженерии
3.1. Моделеориентированная системная инженерия
Понятие модели, виды моделей. Отличия классической и моделеориентированной системной инженерии.

3.2. Моделеориентированная инженерия требований.
Понятие требований: деонтическая модальность определений системы. Классическая инженерия требований. Моделеориентированная инженерия требований. Метод моделе-ориентированного выявления требований Jan Alexander. Главная ошибка: требование пропущено из-за несфокусированности на возможностях стейкхолдеров. Технико-экономическое моделирование.

3.3. Моделеориентированная инженерия системной архитектуры.
Архитектурные языки. Архитектурные практики по MFESA. Практики технологизации архитектурного творчества (DSM, ТРИЗ).

3.4. Управление конфигурацией и изменениями.
Отнесение управления конфигурацией и изменениями к инженерным или менеджерским практикам. Практики идентификации. Инженерные информационные системы управления конфигурацией и изменениями.

3.5. Практики порождения
Порождающая архитектура. Порождающий дизайн. Порождающее производство.

3.6. Проверка и приёмка
Понятие проверки (верификации) и приёмки (валидации), использование моделей. Автоматизация тестирования. Инженерные обоснования.

4. Организационная инженерия
4.1. Понятие о предпринятии
Основные альфы области интересов инженерного менеджмента (работа, команда, технология). Театральная метафора. Схема акта деятельности. Коллективная деятельность и объединение труда. Предпринятие как машина.

4.2. Инженерия предпринятий.
Иженерия предприятий как дисциплина. Моды и поветрия в организационных практиках инженерии предпринятий. Типовые развилки в принятии организационных решений. Типовые проблемы инженерной компании.

4.3. Практики управления операциями.
Метафора потока. Теории планирования. Теория ограничений, маржинализм. Управление процессами, управление проектами, управление кейсами.

4.4. Моделеориентированная инженерия предпринятий.
Поколения инженерии предпринятий. Уровни формального описания предпринятия. Порождающее организовывание. Службы, где можно найти модели предпринятия. Текущие подходы к моделированию.

4.5. Архитектура предприятия.
Понятие архитектуры предприятия, бизнес-архитектуры, архитектуры деятельности, архитектуры IT-решения (программ и оборудования). Архитектурный язык ArchiMate 2.0. Выбор софта моделирования.

4.6. Практики управления информацией.
Типология информации инженерного проекта. Инженерия знаний, инженерия справочных данных, семантические технологии, ISO 15926.

4.7. От управления информацией к управлению знаниями.
Основной тренд: переход от даталогии к инфологии. Слабый искусственный интеллект и его приложения в инженерии.

4.8. Управление технологиями.
Развитие против совершенствования. Дилемма инноватора. Сингулярность. Списки прорывных технологий.

4.9. Практики ведения проектов развития.
Стратегирование. Практики лидерства. Коммуникативные практики.

* * *

Модули этой типовой программы отвечают принципам связности (они все опираются на понятие "системы" и ситуационного метода, вводимые в в первом модуле) и полноты (модули 2-3 закрывают основные темы всех трёх областей интереса инженерного проекта -- клиентскую, инженерного решения, предпринятия).

Модули могут быть использованы как для университетских курсов (так, мой курс МФТИ-2014 планируется на основе модулей 1 и 3), так и для корпоративных тьюториалов. В номинале один модуль -- это "короткий курс", 32-36 академических часа, но можно думать и о коротких однодневных "обзорах", и о более глубоких программах (так, о семантических технологиях можно рассказать в одночасовой лекции, а можно провести и полноценный трёхдневный тьюториал -- у нас был опыт и того, и другого).

Практические задания могут быть самыми разными. И студенты, и сотрудники могут выполнить задание "Оценка состояния инженерного проекта". Но сотрудники могут попробовать и другие типы задач, например, "подготовка приказа на создание службы моделирования предприятия". Студентам такое будет явно не под силу.

Темы к каждому пункту программы намечены только чуть-чуть. Аутлайн содержания в настоящий момент занимает порядка двадцати страниц. Так что в этой типовой программе я отразил только чуть-чуть из того содержания, которое у нас есть по этим темам -- это только одно из многочисленных описаний тех знаний, с которыми мы работаем (см. http://ailev.livejournal.com/1084933.html).

Чем отличается эта типовая программа от использовавшейся в курсе "Введение в системную инженерию" в МФТИ в 2012 году? Это не праздный вопрос, ибо выложенные видеолекции оказались популярны, и люди изучают их прямо сейчас -- самое время заметить, что они представляют собой уже устаревший вариант. Вот основные отличия:
-- использование результатов работы SEMAT (OMG Essence), акцент на ISO 15288 убран
-- по-новому вводимое понятие системы, использующее обобщение ISO 42010 до описания системы, с акцентом на стили описания системы
-- более чёткий акцент на системноинженерные практики, а не только практики системноинженерного менеджмента в области интересов инженерного решения.
-- эта программа шире: программа курса 2012 года на видео примерно эквивалентна темам модулей 1 и 3 (понятие системы и её жизненного цикла и практики системной инженерии) нынешней программы, без затрагивания вопросов клиентской работы и стратегирования (модуль 2), а также подробного разбирательства с инженерией предприятия (модуль 4).
-- другие практические работы (в видеокурсе, замечу, практических работ вообще не было).

Конечно, программа требует многих пояснений (например, почему "стратегирование" в ней встречается не в одном месте -- и таких тонкостей там множество). Но это уж как-нибудь в другой раз.

* * *

Эта наша типовая программа именно что "типовая", а не истина в конечной форме. Она составлена так, что из неё дальше можно нарезать самые разные учебные мероприятия. Вот пример адаптации первого модуля ("Системноинженерное мышление в управлении жизненным циклом") в виде однодневного тьюториала -- при этом даже название меняется соответственно:

Однодневная программа "Контрольные вопросы для управления жизненным циклом" предлагается для ключевых руководителей: отвечающего за управление проектом в целом ("генерального директора", "менеджера проекта") и отвечающего за научное руководство или инженерное лидерство ("научного руководителя" или "генерального конструктора"). Участие в программе займёт полный рабочий день (7 астрономических часов).

Управление жизненным циклом – часть дисциплины системной инженерии. Те или иные методы управления жизненным циклом на сегодня обязательны для успеха инженерных проектов любого масштаба.

Однодневная программа "Контрольные вопросы для управления жизненным циклом" даст проектной команде, состоящей из менеджеров и инженеров:
-- понимание того, что такое жизненный цикл сложной инженерной системы, и зачем этим жизненным циклом нужно управлять;
-- способ договориться менеджерам, занимающимся «управления проектами», и инженерам, занимающимся «управлением жизненным циклом»;
-- современное понимание методик управления жизненным циклом;
-- пример инструментария для управления жизненным циклом: набор карточек с контрольными вопросами, позволяющими уменьшить число грубых промахов в инженерном проекте (предусмотрено практическое занятие по работе с карточками).

1. Жизненный цикл сложной инженерной системы – это изменение состояний основных сущностей инженерного проекта этой системы. К основным сущностям относят бизнес-возможности, стейкхолдеров, определение и воплощение системы, работы, команду и технологии. Эти изменения можно пустить на самотёк (и результаты проекта тогда будут «как получатся»), а можно пытаться ими управлять (и результаты проекта тогда будут «как задумывали»). Управление жизненным циклом – это инженерная дисциплина, в отличие от управления проектами.

2. Менеджерам и инженерам трудно договориться. Менеджеры используют знания по управлению проектами и финансам, но из основных сущностей инженерного проекта видят главным образом работы и команду (в меньшей степени - стейкхолдеров и бизнес-возможности). Инженеры, в свою очередь, заняты определением и воплощением системы, а также технологиями, и не готовы тратить время на остальное.

Управление жизненным циклом предписывает учитывать, что происходит в проекте со всеми сущностями. Жизненный цикл -- это особый объект, который даёт возможность менеджерам и инженерам договориться друг с другом по поводу состояния проекта.

По управлению проектами есть много учебников на русском языке, а по управлению жизненным циклом инженерной системы учебных материалов крайне мало. Участники нашей программы узнают:
- об отличиях инженерных и менеджерских решений в ходе управления жизненным циклом;
- о V-диаграмме как о простейшем представлении о жизненном цикле инженерной системы;
- о зависимости выбора вида жизненного цикла от типа инженерного проекта.

3. Согласованная структура жизненного цикла позволяет инженерам планировать содержательные инженерные решения, а менеджерам - оценивать графики работ и потребные для работ ресурсы. Инженеры и менеджеры могут совместно оценить риски проекта (как инженерные, так и менеджерские). Наш курс даст общий язык инженерам и менеджерам для подобных обсуждений: терминологию, диаграммы, списки контрольных вопросов.

Вопросы планирования, исполнения и контроля исполнения хода работ проекта должны обсуждаться совместно менеджерами и инженерами. Вы узнаете о техниках такого совместного обсуждения. Планирование и контроль выполнения инженерных проектов будут проходить быстрее и менее нервно.

4. Основная техника планирования и контроля работ инженерного проекта, о которой мы расскажем – контрольные вопросы (чеклисты) для определения состояний основных сущностей инженерного проекта.

Техника контрольных вопросов появилась в авиации как ответ на резко возросшую сложность управления многомоторными самолётами с экипажем из нескольких человек -- и после введения этой техники авиация перестала быть высокорисковой. Люди в стрессовых условиях склонны делать непростительные, глупые ошибки, которые они никогда бы не сделали в обычной ситуации. Контрольные вопросы всего лишь напоминают им то, что они обычно очень хорошо знают и всегда делают. Схожие результаты были получены и во многих других сферах деятельности со сложными задачами, в которых за ограниченное время какому-то коллективу нужно принять во внимание сотни и тысячи факторов. Так, лучшей техникой снижения смертности при хирургических операциях стало прохождение контрольных вопросов хирургической бригадой.

К таким сложным задачам относятся и задачи управления жизненным циклом. Вы получите карточки с контрольными вопросами для жизненного цикла инженерного проекта. Списки контрольных вопросов взяты из стандарта Essence консорциума OMG, переведены на русский язык и адаптированы в рамках совместного проекта Русского отделения Международного совета по системной инженерии (INCOSE) и авторов стандарта (участников международной инициативы SEMAT). Использование карточек даёт возможность работать даже без компьютера, что существенно облегчает освоение методики и проведение реальных совещаний.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments