Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Авторинг для библиотеки практик

Русское слово "авторинг" означает во всех словарях за мелкими вариациями что-то типа "создание авторского произведения из оцифрованного материала с помощью специальных программных средств". Вот эти-то специальные программные средства меня и интересуют: я хотел бы наавторствовать один раз (всенепременно в Windows, маколюбителям просьба не беспокоиться), а потом публиковаться в самых разных медиа. Самое правильное было бы устроить разделение труда:
-- я бы понимал в предмете и создавал содержание (у себя в голове, наверное),
-- кто-то понимающий бы в инструментах занимался этим "авторингом" (под мою диктовку).

Ничего не напоминает? Ага, требуется "секретарь-машинистка" образца 2013 года: к буковкам добавились картинки, интеракция и т.д.. Даже если считать, что это не "машинопись с картинками", а "профессиональная вёрстка", то и тут собственно авторство и оформительство стремительно склеиваются -- не без помощи современного софта. Так что нужно "быть в тренде", и забыть о помощниках (они могут потребоваться потом, для наведения красоты -- когда основной материал будет создан).

До сих пор мой авторинг главным образом был в Semagic (для ЖЖ), PowerPoint (для докладов), Word (для клиентов), Sublime Text (для экспериментов с текстовыми файлами). Но некоторое время назад мне захотелось как-то собрать производимый мной эээ... контент в эээ... кучку (постановка задачи -- http://ailev.livejournal.com/1080504.html, объем задачи -- кратенький аутлайн контента в текущем виде занимает 17 страниц мелкого шрифта, слайдов уже сейчас около 300, а объем уже написанных текстов в моём бложике я не мерял -- но на пару сотен страниц вполне может набраться уже сейчас).

Сегодня я поглядел на инструменты для этого самого авторинга (authoring software). Как всегда, счастья в жизни -- унивесального инструмента, killer application -- не нашлось. Я себя чувствовал, как обезьянка из анекдота -- когда умных просили пойти направо, а красивых влево.

1. Для доклада или лекции я должен использовать MS PowerPoint, иначе не поймут-с. Дальше можно думать об интеграции с OneNote (куда слайды постятся либо в виде картинок, либо в виде иконок пауэрпойнта -- с возможностью вызвать пауэрпойнт, чтобы этот слайд посмотреть). Средство структурирования кучи слайдов -- секции и возможность импорта, текст (без картинок!) добавляется в NotePages. Возможна сложная автоматизация в виде макросов на VB -- и я даже написал сегодня макрос, выводящий в PageNotes уникальные номера слайдов в файле. Это, пожалуй, самый открытый для программирования на нём продукт -- писать-то необязательно на VB (например, вот доступ из Питона: http://odetocode.com/blogs/scott/archive/2013/06/26/convert-a-directory-of-powerpoint-slides-to-pdf-with-python.aspx и там ссылка на инструментарий http://sourceforge.net/projects/pywin32/files/pywin32/Build%20218/, хотя форумы подсказывают, что хелп проще всего брать в хелпе PowerPoint VB и на соответствующих форумах). Кстати, доступ к VB в PowerPoint простой: нужно в опциях включить в состав тулбаров Developers. Появится соответствующий таб в ленточке, там-то и будут макросы и VisualBasic IDE.

2. Если нужно опубликовать курс в Сети, и добавить интерактивности (кнопки, вопросы, простые анимации и т.д.), то либо это плагины для того же MS PowerPoint (с более-менее ограниченными возможностями), либо монстры типа ZebraZapps (http://zebrazapps.com), либо "powerpoint на стероидах" типа Articulate Storyline (http://www.articulate.com/products/storyline-overview.php), который может начать с тех же PowerPoint слайдов, а затем позволяет сделать из них интерактивный праздник с ответами на вопросы и ветвлениями. Конечно, праздник получается немного не такой, какой хотелось бы: начиная с общей тормознутости (40 слайдов PowerPoint на моём ноутбуке закачивает 20 минут -- и результат не слишком аккуратен) до вставки картинок только из файла, cut/paste картинок работает только внутри программы! Интерфейс так похож на PowerPoint, что такой неприятности просто не ожидаешь. Как и отсутствия SmartArt и таблиц -- но зато есть "персонажи" (мне почему-то кажется, что они в подаче материала абсолютно лишние -- но это стандартная фича для всех учебных программ такого класса). Возможности манипулирования кучей слайдов такие же, как в PowerPoint (секции тут называются сценами, но так же одноуровневы и всей радости в них -- коллапс-раскрытие).

Есть ещё Adobe Captivate 7 (http://www.adobe.com/products/captivate/features.edu.html), но там упор на большую адобовскую профессиональную экосистему вокруг Flash, и в сравнениях этот продукт не так хорош -- вот обзорчик: http://www.electronmedia.in/wp/adobe_captivate7_vs_articulate_storyline_vs_lectora_inspire/. А поскольку у меня "огромный проект", то мне по рекомендации этого обзорчика вообще нужно подсаживаться на Lectora Inspire (http://lectora.com/e-learning-software/), если бы от этого продукта у меня не было ощущения тотальной недоступности, неприступности, неподъёмности. Так что Articulate Storyline выглядит разумным компромиссом.

Конечно, есть и visual novels инструментарий (http://ailev.livejournal.com/999669.html), но там при абсолютно сравнимых вариантах будет посложней, чем с инструментарием онлайн курсов.

3. Если я хочу сделать многотомную книжку с картинками (что вполне естественно для такого материала, как у меня), то по более-менее общему признанию рулит Scrivener (который в части Windows вполне себе развивается и авторы обещают постепенно догнать версию для Mac -- https://www.literatureandlatte.com/scrivWinChangeList.php). И сразу же доклады-слайды и учебные курсы-с-вопросами давай, до свидания.

4. Но вообще-то мне нужна модель и генерация всего остального из неё -- прежде всего карточек Essence и guids: материал-то у меня довольно структурированный, я ведь библиотеку практик хочу получить и генерировать из него методы (про библиотеки, практики и методы см. в http://ailev.livejournal.com/1082573.html ). Для этого мне нужен моделер Essence. Первый доступный моделер я тоже попробовал (http://www.ivarjacobson.com/EssWork_Practice_Workbench/), но он мне не понравился. Карточки-то я получу, но что дальше делать с
-- докладами/лекциями (неизбежными при постановке практик),
-- дистантными онлайн курсами (HR службы наверняка запросят их в SCORM-формате),
-- книжками (в Essence предусмотрены ссылки на внешний по отношению к модели контент, но ничего не говорится о том, как с ним работать -- вестимо, моделеры это вряд ли будут поддерживать генерацию объяснений)?

5. Машапы изо всех этих разнородных "авторинговых инструментов" получаются не слишком хорошо: все они во что-то экспортируют (например, в .doc -- других "общеконтентовых" стандартов пока не придумано. Экспорт в HTML5 не спасает: прочесть этот файл уже будет нельзя, его можно дальше только публиковать), но качество этого экспорта в сочетании с качеством неизбежного потом импорта оставляет желать -- а результаты всё одно будут требовать ручной доработки напильником.

6. Засучивать рукава и пытаться делать какой-то свой "авторинговый тул" -- нет уж, увольте. Да, я понимаю, что из .15926 Editor и чего-нибудь типа http://lab.hakim.se/reveal-js/#/ можно за некоторое время сделать ровно то, что мне надо. Но лучше пусть это сделает какой-нибудь пухленький программистский стартап, я же хочу пока позаниматься авторингом.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments