Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Третий Multi-D форум

В этом году Multi-D форум проводился в Москве 13-14 июня 2013г. (http://www.multi-d-forum.ru/forum/2013/main), не нужно было приезжать в Нижний Новгород. На этом третьем форуме организаторы нас отметили: дали TechInvestLab диплом "За продвижение и популяризацию методологии системной инженерии в России".

На форуме было более компактное помещение, и казалось, что людей чуть меньше. На самом деле участников было столько же, сколько и раньше, только было меньше самих сотрудников НИАЭП. Дизайн самого выставочного пространства был восхитителен: было где сидеть, разговаривать, никаких "временных конструкций" и прилепленных изолентой кабелей, как это традиционно бывает в выставочных павильонах.

Значительная часть экспозиции выставки останется прямо в холле здания НИАЭП/АСЭ на Дмитровке, и это хорошо. Как минимум виртуальная панорама атомной станции настолько выразительна получилась, что было бы очень жаль её демонтировать. Это один из самых спорных "экспонатов" (ибо инженерная польза от него равна нулю), но мне эта "макетно-виртуальная" (серый объемный макет с видеопроекцией на него) станция очень понравилась -- она не про инженерию, а про "атмосферу", эмоции. Эта "эмоционально-человечья" составляющая стремительно проникает в холодный инженерный мир, в инженерные учебные программы вставляется design в его художественном смысле слова, а не только в смысле "компоновка в 3D". Непонятно, почему это "прикладное искусство" должно быть реализовано только в целевой системе (той же "очаровательной атомной электростанции"), но обеспечивающая система (инжиниринговая компания) должна быть суровой, как [подберите тут сами образ -- что-то типа небритого и немытого инженера в поцарапанной каске с дизайном "только для прочности" и софтом с иконками, наскоро под утро сваянными попавшим не во время под руку сисадмином]. Мне кажется, что вся эта "показуха" вполне может списываться по статье "приличные условия жизни" -- как переход на повсеместный евроремонт вместо повсеместного совкового ремонта. Евроремонт ничего не добавляет к качеству продукта, производимого в так отремонтированных помещениях. "Атмосфера" в Старбаксе ничего не добавляет к вкусу кофе. Да, стоимость продукта от этого явно не ниже, но нельзя сказать, что потраченные на этот евроремонт и "атмосферу" деньги тратятся зря. Человек -- это не робот, он работает по-разному в условиях присутствия и отсутствия "атмосферы".

Темой этого форума была очередная стадия жизненного цикла: эксплуатация. Фишка была в том, что большинство представленных компаний были не столько про эксплуатацию, сколько про инжиниринг-как-таковой -- то есть проектирование и сооружение (которое суть "стройка+монтаж"). И как бы организаторы ни пытались акцентировать тему собственно эксплуатации, всё одно получалось больше про проектирование и сооружение (в данном случае -- как технологии проектирования и сооружения отражаются на эксплуатационных характеристиках). Если тусовка проектантов и строителей ещё хоть как-то смотрится органично, то тусовка эксплуатантов -- это совсем другая тусовка. И это чётко видно не только на этом форуме. Так, FIATECH в своей Roadmap представляет полный цикл жизни капитального проекта -- но где эксплуатация в его реальных проектах (http://www.fiatech.org/projects/active-projects)? Айтишники тоже долго обсуждают концепцию DevOp (то есть они заметили проблему -- как всегда, на десяток лет раньше, чем "железные инженеры", http://ailev.livejournal.com/823581.html), но из этой инициативы пока ничего ещё внятного не выросло.

vvagr выступил с кратеньким докладом про независимые стандарты (по мотивам проекта http://iringug.org/wiki/index.php?title=GS_OGIDemo_001) в дискуссии "Решение по передаче инженерных данных между стадиями проектирования/сооружения и эксплуатации (HandOver)":



Доклад Виктора существенно контрастировал с докладами поставщиков софта CAD/PLM: большинство из них рекламировали лазерное сканирование, как надёжный способ получения модели as built. Ага, такой вот data handover между информационными системами разных стадий жизненного цикла: берём биты, воплощаем в атомах, затем опять преобразуем в биты -- задача передачи данных решена! Проблему стыка "проектирования+сооружения" с "эксплуатацией" все понимают, подходов к её решению пока явно недостаточно. Кстати, примерно такая же ситуация и с начальной стадией: предпроектными работами, которые существенно связаны со неформализуемой предпринимательской деятельностью -- там тоже совсем немного информации попадает в системы проектирования непосредственно из информационных систем предпроектной стадии.

Про ISO 15926 услышали несколько свежих городских легенд (вообще, мифов про этот стандарт бродит предостаточно: большинство уже слышали звон, но очень мало кто знает, откуда он). ISO 15926 на первом форуме 2011 года упоминался редко, на втором он был уже зримым, а вот на этом форуме поминался чуть ли не во всех докладах всех семинаров, хотя речь и шла не столько о его реальном применении, сколько о признании необходимости. Но это поминание само по себе уже событие: CAD/PLM vendors ведь абсолютно не заинтересованы в основанных на нём решениях, и делают их только под давлением owner/operators. А это давление всё сильнее и сильнее. По слухам, НИАЭП теперь занимается не только тепловой энергетикой вдобавок к атомной, но и активно интересуется нефтянкой. А там ISO 15926 даже более известен owner/operators, и разнообразие CAD/PLM систем явно побольше. Посмотрим, как будут развиваться события.

Побеседовал с Juliet Jiang, старшим вице-президентом Broad Group -- она как раз представляла проект по возведению 838 метрового небоскрёба. Там новости: вместо невнятных ответов про пожарную теплоизоляцию силовой металлической конструкции здания они указывают на использование теплоизоляционной керамики. Все вопросы про пожароустойчивость сняты. Остались только вопросы про ту самую "эстетику", из-за которой эти дешёвые и скороспелые небоскрёбы можно назвать вариантом хрущоб 21 века. Проблема может решаться только выходом на generative manufacturing: при появлении какой-то вариативности в проекте должны автомагически генерироваться довольно сложные логистсические планы, а для их надёжного выполнения должна быть какая-то автомагическая сборка, ибо люди на сборке будут гарантированно ошибаться. Конечно, это всё когда-нибудь у Broad Group будет, но не скоро ещё.

Из запомнившегося: на концерте, которым сопровождалось вручение наград, выступил электробалалаечник Алексей Архиповский (например, https://www.youtube.com/watch?v=X8pqoBBqEpI, https://www.youtube.com/watch?v=ZC1uqTEesIk). Мне кажется, что это может стать как-то символично для и отечественной инженерии: на трёх струнах делать то, что все остальные страны делают на шести. Но это не сразу, не сразу. Сначала нужно захотеть хоть что-нибудь делать за пределами традиционных народных мелодий, потом научиться это делать на трёх струнах (если удастся объяснить, зачем это делать именно на трёх струнах, кроме как для демонстрации экзотичности этого делания)...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments