Anatoly Levenchuk (ailev) wrote,
Anatoly Levenchuk
ailev

Развитие против совершенствования

Труднейший выбор -- это выбор между развитием и совершенствованием. Развитие -- это рост спектра возможных адекватных ответов на самые разные жизненные ситуации. Развитие -- это когда всё реже и реже выдаются неадекватные реакции в незнакомых ситуациях из-за незнания и неумения. Совершенствование -- это когда всё реже и реже проявляются неуместные в знакомой ситуации поведенческие стереотипы. Развитие -- это шаги вперёд, в новые ситуации. Совершенствование -- это занятие круговой обороны в знакомой ситуации, и выигрыш за счёт этого. Развитие и совершенствование также легко спутать: например, при совершенствовании можно начинать замечать много нового в, казалось бы, знакомой ситуации -- и это будет превращать совершенствование в развитие. Есть вариант и вообще не обращать внимания на разницу, но я бы не рекомендовал это делать -- как минимум, в учебном контексте.

Учебный контекст есть всегда: и когда мы учим детишек (и сами устанавливаем баланс между их развитием и совершенствованием), и когда учим предпринятие (или оно само учится -- learning organization Питера Сенджа), и когда сами учимся жизни в ходе не перехождения поля.

Когда человек научается стоять, он не совершенствуется в этом бесконечно. Когда человек научается ходить, он не совершенствуется в этом бесконечно -- но у него есть шанс стать победителем олимпийских игр по спортивной ходьбе. Когда человек научается бегать, то тоже можно или становиться чемпионом олимпийских игр по бегу. А можно учиться танцам, или вождению самолёта, или каким-то другим сложным двигательным практикам.

Проблема в развитии в том, что часто непонятно, зачем это -- если нет зависти или любопытства к новым, более сложным навыкам. Бегунов и так неплохо кормят, как впрочем, и ходоков.

Я для информатики предложил ступенчатую концепцию образования (см. видео из http://ailev.livejournal.com/1031934.html):
-- совсем чуть-чуть МакроМир (программирование с обычными предметами, без компьютера)
-- две недели ПиктоМира, чрезвычайно бедного идеографического языка
-- до полугода Ершола (КуМир -- это только одна из возможных сред для Ершола), это что-то типа "структурного фортрана", где из нелитеральных типов только массивы ("таблицы").
-- дальше переходить на нормальный язык с развитыми типами данных -- Питон.

Без этих ступенек будет очень трудно опускать курс программирования для старшей школы в школу начальную. Но если мало кто сомневается, что совершенствоваться в ПиктоМире долго не нужно, и нужно как можно быстрее переходить на КуМир, то на КуМире можно подзастрять на то же количество томов алгоритмики, которое имеет Дональд Кнут. Или запрограммировать все формулы всех школьных, и даже университетских курсов математики и физики (фортран -- это ведь был как раз "формульный переводчик", так что более продвинутого Ершола для этого хватило бы с избытком). С лестницы развития информатики легко уйти на совершенствование одной ступеньки, и даже не заметить, что с Ершолом не то что мультипарадигмальность современного программирования остаётся за бортом, но и элементарное разнообразие современных структур данных. Шагать по ступенькам развития тяжело, ибо для этого совершенствование на каждой отдельной ступеньке нужно бросить -- и часто в тот момент, когда хоть что-то на этой ступеньке как раз начало получаться.

А ещё есть страх шагнуть на ненужную ступеньку, прихватить совершенно ненужное совершенствование (так, некоторые люди считают, что можно сразу с ПиктоМира переходить к Питону -- хотя почему-то этот переход работает только в старших классах, а после Ершола может получиться и в младших классах). Кто рискнёт первым пройти по какой-то из бесчисленных из возможных лестниц развития, и рассказать о пользе тех или иных ступенек?

Обучение слепому десятипальцевому методу -- это час в день. Можно бросить на 60 знаках в минуту (пальцы при этом что-то уже помнят), можно бросить на 100 знаках в минуту (это уже такой автоматизм, при котором голова начинает отключаться от процесса набора текста), можно бросить на 250 знаках в минуту (профминимум для секретарш), можно бросить на каком-то "объективном" месте. "Согласно нашим измерениям, большинство учащихся "задерживаются" на следующих плато: 80, 120-140, 180, 220 ударов в минуту" -- это вот тут: http://urikor.net/rus/PH05.html. Ну, и на каком месте нужно бросить обучение, если речь идёт о малолетке, которого мы хотим перевести с бумажной работы на компьютерную: чтобы писал свой блог, чтобы учился алгоритмике? Где нужно прекратить тратить время на уже лишнее совершенствование, прекратить топтаться на пройденной ступеньке, шагнуть вперёд -- и начать тратить время на развитие (например, заняться программированием, вместо того, чтобы тупо тратить время на клавиатурные тренажёры)? Опять же, прекратить тратить время -- это потратить в том числе и вообще нулевое время, вообще пропустить какую-то из ступенек, признав её не развивающей и поэтому не достойной траты времени на в ней совершенствование!

Если вы принимаете стратегическое решение, решение о развитии, то контрольный вопрос: чем вы перестанете заниматься? Если продолжите заниматься всем тем, чем занимались -- то ваше решение, скорее всего, не о развитии. Ваше решение не стратегическое, для новых грядущих жизненных ситуаций, оно тактическое, для череды текущих знакомых жизненных ситуаций.

Мы в TechInvestLab -- консультанты по развитию. Мы организуем организаторов, нашим контрагентом обычно является вице-президент по развитию и его департаменты. Мы страшные люди, ибо нам приходится прекращать совершенствование: мы начинаем с того, что показываем бесперспективность совершенствования и необходимость шагнуть на следующую ступеньку в практиках стратегирования, операционного управления, инженерных практиках. По нашему опыту, в организациях мало людей думают о развитии, вся организация обычно настроена на совершенствование: генералы продолжают готовиться к прошедшей войне.

Совершенствование комфортно и обманчиво безопасно. Если жизненные ситуации не имеют шанса поменяться, то совершенствование -- верный путь к успеху. Если жизненные ситуации меняются, то тратить время на совершенствование -- смертельно. Нужно найти в себе силы перейти к развитию, оторвать задницу от приятного и общественно поощряемого.

Но без совершенствования нет ступенек на лестнице развития. Не закрепившись на какой-то ступеньке, невозможно шагнуть вперёд. Если нет опыта какой-то деятельности, то на эту деятельность нельзя будет опереться и шагнуть дальше. Поэтому нужно прекращать ежедневно прыгать с деятельности на деятельность в "ознакомительном" режиме. Если вы круто переразвиты, но при этом ни в чём не совершенны -- не удивляйтесь, что у вас непрекращающиеся проблемы, вам одинаково будет тяжело и в знакомых ситуациях, и в незнакомых.

Так что же делать? Как найти правильное время пребывания на каждой образовательной ступеньке? Общих рецептов тут нет. Но над этим нужно специально думать, нужно кроме утопания в тактическом совершенствовательном планировании постоянно заниматься развивательным стратегированием, и наоборот -- не забывать кроме вечного маниловского стратегирования ещё и что-то планировать, чтобы быть совершенным.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 19 comments